Международный Симпозиум «Присутствие через звук: место и современная музыка Восточной Азии» состоялся 18-19 апреля в Школе Востоковедения и Африканистики (SOAS) Лондонского Университета (Великобритания).
Этот симпозиум объединил экспертов из Великобритании, Китая, Японии, Кореи и Австралии для исследования инновационных способов понимания концептуализации места музыка, ее взаимосвязей, выраженных, переосмысленных в музыке Восточной Азии, выявления последние культурных и социальных преобразования в Восточной Азии и исходящих из этого различных перспектив. Организаторы симпозиума доктор Кэтрин Инграм (Сиднейская консерватория музыки, Сидней) и профессор Кейт Говард (SOAS, Великобритания).
Спектр изучения национальной музыки в представленных докладах был интегративен и широк. Музыка в западном музыкознании изучается как культурный феномен, как историческая память, аналитическая перспектива и т.д.
К проведению симпозиума было приурочено открытие Выставки музыкального и художественного искусства «Музыка, вера и дипломатия Великого Шелкового пути» из собрания SOAS (Школа Востоковедения и ориенталистики) Лондонского Университета (Великобритания). Выставка включала в себя рукописи, книги, картины, фотографии, музыкальные инструменты и звукозаписи фильмов и других аудио - визуальных дисплеев, многие из которых были показаны публике впервые.
Одним из главных экспонатов выставки стал потрясающий корейский свиток семнадцатого века с изображением шествия посланников в Японию в сопровождении затейников и музыкантов. Этот свиток заключал в себе главную идею и симпозиума и выставки: установление международных, политических, отношений на любом уровне идет, прежде всего, через культурный обмен.
Богатейшая коллекция манускриптов из Средней Азии, являющаяся собственностью SOAS, иллюстрирует распространение Ислама в странах Азии. Среди драгоценных копий Священного Корана есть даже образец на китайском языке, с китайскими иероглифами. Блестяще иллюстрированные манускрипты восточных поэтов показывают традиции мистического Суфизма, который до сих пор популярен в странах Азии. Музыкальные контакты между Средним Востоком и Западом датируются восьмым веком, появлением арабской культуры в Испании, благодаря которому большое количество ближневосточных инструментов стало известно в Западной Европе.
Доцент кафедры татаристики и культуроведения Резеда Камилевна Хурматуллина выступила на симпозиуме с докладом «Шелковый путь фестиваля «Европа-Азия» в Казани». Казань, как место притяжения восточных и западных музыкальных традиций, старины и современности, Азии и Европы является той точкой бифуркации, сменой места, благодаря которому происходит тот самый полистилизм и синтез времени (А.Шнитке). Значительный интерес к казанскому фестивалю и татарской культуре высказали многие участники, что оставляет надежду на будущую встречу с ними в научных мероприятиях Казанского федерального университета и, конечно же, на будущем музыкальном фестивале современной музыки «Европа - Азия».