25 апреля 2017
Международный Симпозиум "Присутствие через звук: место и современная музыка Восточной Азии"

Международный Симпозиум  «Присутствие через звук: место и современная музыка Восточной Азии» состоялся 18-19 апреля в Школе Востоковедения  и Африканистики (SOAS) Лондонского  Университета (Великобритания).

Этот симпозиум  объединил  экспертов из Великобритании, Китая, Японии, Кореи и Австралии для  исследования  инновационных  способов  понимания  концептуализации места музыка,  ее взаимосвязей, выраженных, переосмысленных  в музыке  Восточной Азии, выявления последние культурных и социальных преобразования в Восточной Азии и  исходящих из этого различных перспектив. Организаторы симпозиума  доктор Кэтрин Инграм (Сиднейская консерватория музыки, Сидней) и профессор Кейт Говард  (SOAS, Великобритания).

Спектр изучения национальной музыки  в представленных докладах был интегративен и широк.  Музыка  в западном музыкознании  изучается  как культурный феномен, как историческая память, аналитическая  перспектива и т.д.

К проведению симпозиума было приурочено открытие Выставки  музыкального и художественного искусства «Музыка, вера и дипломатия  Великого Шелкового пути»  из собрания SOAS (Школа Востоковедения и ориенталистики) Лондонского Университета (Великобритания). Выставка включала в себя  рукописи, книги, картины, фотографии, музыкальные инструменты и звукозаписи фильмов и других аудио - визуальных дисплеев, многие из которых  были  показаны публике впервые.

Одним из главных экспонатов выставки стал потрясающий  корейский свиток  семнадцатого века с изображением  шествия посланников  в Японию в сопровождении  затейников и музыкантов. Этот свиток заключал в себе главную идею и симпозиума и выставки:   установление  международных, политических,  отношений  на любом уровне  идет,   прежде всего, через культурный обмен.

Богатейшая коллекция манускриптов  из Средней Азии, являющаяся собственностью SOAS, иллюстрирует  распространение Ислама  в странах  Азии. Среди драгоценных копий Священного Корана есть  даже   образец на китайском языке,  с китайскими  иероглифами. Блестяще иллюстрированные манускрипты  восточных поэтов показывают традиции мистического Суфизма, который до сих пор популярен в странах Азии. Музыкальные контакты между Средним Востоком и Западом датируются восьмым веком, появлением арабской культуры в Испании, благодаря которому большое количество ближневосточных инструментов стало известно в Западной Европе.

Доцент кафедры татаристики и культуроведения Резеда Камилевна Хурматуллина  выступила  на симпозиуме с докладом «Шелковый путь фестиваля «Европа-Азия» в Казани». Казань, как место притяжения восточных и западных музыкальных традиций, старины и современности, Азии и Европы  является той точкой бифуркации, сменой места, благодаря которому  происходит тот самый полистилизм и синтез времени (А.Шнитке). Значительный интерес к казанскому фестивалю  и татарской культуре высказали многие участники, что оставляет надежду на будущую встречу с ними в научных мероприятиях Казанского  федерального  университета и, конечно же, на  будущем музыкальном  фестивале современной музыки  «Европа - Азия».

Источник информации: Резеда Хурматуллина