Незаметно подходит к концу первый год обучения в магистратуре, и студенты, обучающиеся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», уже подводят первые итоги начатой ими серьезной научно-исследовательской деятельности. За этот учебный год все студенты группы опубликовали научные статьи в материалах всероссийских и международных конференций, сборниках трудов молодых ученых, три студента подали заявки на стипендию Благотворительного фонда В.Потанина и Российского Оксфордского фонда, а также повышенную академическую стипендию КФУ «за научно-исследовательскую работу». И вот в группе появились первые стипендиаты Оксфордского фонда и Казанского федерального университета.
Выбрав еще в начале первого семестра тему своей будущей магистерской диссертации (кстати, у большинства она явилась логичным продолжением темы ВКР бакалавра), совместно с научными руководителями магистранты к весне подготовили проспекты своих диссертационных исследований. С энтузиазмом молодых ученых они представили свои проспекты 12 апреля 2017 года на заседании «магистерской» секции Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ, организованной по инициативе преподавателей кафедры европейских языков и культур.
В состав жюри секции вошли преподаватели кафедры доценты А.В. Агеева, С.С. Боднар, Н.Н., Бобырева, Н.П.Поморцева, которые по достоинству оценили усилия нового поколения исследователей-энтузиастов.
Боднар С.С., канд.пед.наук, доцент: Радует факт, что магистранты проявляют такой интерес к науке и открыты для новых исследований!
Многие продемонстрировали хорошее владение понятийным аппаратом магистерской диссертации, достаточно убедительно аргументировали свою позицию по исходным принципам, давали развернутые ответы на вопросы членов комиссии, были готовы к плодотворной дискуссии.
Следует отметить важность проведения и участия в вузовской конференции, когда за плечами еще не столь большой исследовательский опыт, и научные беседы за круглым столом в родном коллективе коллег и педагогов в дружеской атмосфере направляют и мотивируют на новые свершения.
Бобырева Н.Н., канд.фил.наук, доцент: Безусловно, выступление магистрантов на конференции вызывает повышенный интерес. Исследовательские работы этих студентов носят без преувеличения инновационный характер и результаты в перспективе могут быть не только опубликованы, но и внедрены в учебный процесс школ и вузов. Смелость идей, нестандартное мышление, творческий подход – все это способствует профессиональному развитию магистрантов, их мастерству и личностному росту. Оригинальные темы исследования и неожиданные решения исследовательских задач не оставляют сомнения в большом будущем лингводидактической науки, поскольку способствуют раскрытию потенциала студентов второй ступени обучения, т.е. студенческой элиты. Научные работы такого уровня требуют сильной базы, скрупулезной автономной работы и полной открытости к получению новых знаний и созданию авторских разработок.
Агеева А.В., канд.фил.наук, доцент: Несколько раз приходилось слышать, что подобные мероприятия уже и не нужны магистрантам… Люди взрослые, кое-кто вполне состоялся в науке - и встречи подобного уровня им не могут быть интересны. Серьезные конференции, «ваковские» издания, даже публикации в международных реферативных журналах –и тут снова песочница! Наш опыт показывает, что именно из подобных «песочниц» и вырастают по-настоящему серьезные исследования. Здесь наши магистранты делают первые шаги в области уже не студенческой – высокой науки. Науки как профессии. Науки как образа жизни. И именно они делают свой первый осознанный выбор области своих собственных – не научного руководителя – исследовательских интересов, учатся прислушиваться к чужому мнению и критически его анализировать, отстаивать свое. Здесь, в обстановке полного доверия, они формируются как ученые.
По окончании конференции мы попросили студентов, обучающихся по магистерской программе «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», еще раз обдумать сущность и значение подобных мероприятий и попытаться ответить для себя на вопрос, для чего студентам вообще нужны такие конференции. И вот, что мы услышали…
Галиева Алина: Конференция, где проходила защита проспекта магистерской диссертации, оказалась, на мой взгляд, очень продуктивной. Мы получили отличную возможность обсудить темы своих исследований не только с научным руководителями, но и другими ведущими преподавателями кафедры европейских языков и культур, выявить возможные проблемы в подходах к изучению материала, определить дальнейший маршрут исследования. Многие непонятные до конференции моменты были успешно обговорены с комиссией, что, несомненно, позволит написать магистерскую диссертацию качественно и на высоком уровне. Большое значение сыграл и эмоциональный настрой. Выступление перед аудиторией всегда волнительно, но теперь, когда мы знаем направление своей дальнейшей деятельности и успешно прошли первый этап защиты, появилась уверенность в успехе наших исследований. В целом, в проведении подобных мероприятий вижу лишь положительные стороны, т.к. они позволяют не только преодолеть волнение, но и предупреждают появление возможных вопросов в будущем.
Галяутдинов Марат: Для чего нужны подобного рода встречи? Есть 2 причины. Первая - для того, чтобы предъявить свои наработки на суд компетентному жюри, педагогам с большим опытом, советы и замечания которых помогут сделать исследовательскую работу лучше. Вторая – определить, насколько изучаемая тема актуальна для аудитории. Большое количество качественных вопросов – лучший показатель заинтересованности слушателей в теме исследования. В общеми целом, любая конференция создаётся, прежде всего, для обмена опытом и получения обратной связи по представленной научной работе. И то, и другое, было на нашей встрече 12 апреля.
Гарипова Алина: На Итоговой конференции я поделилась с комиссионным составом научными идеями, планами – проспектом магистерской работы. Я вижу только положительные результаты участия в НПК: я убедилась в том, что данное исследование перспективно и интересно, получила ценные комментарии, которые позволят мне внести поправки и сделать работу только лучше. Кроме того, после презентации проспекта появилась большая уверенность в том, над чем мы работаем с моим научным руководителем. И, конечно, это хорошая тренировка публичного выступления, которая никогда не бывает лишней.
Каримова Эльвира: Итоговая студенческая конференция, ежегодная проводимая в стенах нашего любимого Казанского федерального университета, еще одна возможность для оценки и самооценки наших достижений. Это невероятное событие для всех студентов, которое позволяет нам почувствовать себя уже самодостаточными в той или иной области науки. Однако, в то же время, это, своего рода, полезный урок, когда опытное и квалифицированное жюри указывает на некие недочеты в наших докладах, побуждая нас тем самым продолжить изучение нашей научной темы. А публикация тезисов и статей – это очень ценный подарок, чтобы молодое поколение студентов могло оставить свой «юношеский» след в науке. Эта конференция – первый шаг на пути к научной мечте.
Дерюшева Анна: Защита проспектов магистерских работ – это мероприятие новое и для меня, и для моих одногруппников. Если честно, сначала было совершенно непонятно, что делать и о чем говорить. Но, как показала практика, занятие это было довольно полезное, потому что нет ничего объективнее, чем взгляд со стороны. Комиссия, прослушав общий план нашей работы, её цели и задачи, указала на определённые неточности, ошибки и недочёты дала совет, где и как можно улучшить наши работы. Здорово,что произошло это сейчас, на начальном этапе работы, и дальше мы можем двигаться с уверенностью в том, что мы делаем.
Сыромолотова Елизавета: 12 апреля мы собрались в стенах нашего университета для защиты проспектов своих будущих магистерских диссертаций. Данное мероприятие оказалось очень полезным по нескольким причинам. Во-первых, для нас это был первый шаг на пути предстоящих нам исследований. Во-вторых, благодаря замечаниям и предложениям преподавателей мы смогли на начальных этапах работы выбрать правильное направление и грамотно сформулировать свои цели и задачи. В-третьих, я считаю, что опыт выступлений на публике всегда полезен и никогда не бывает лишним.
Беляева Наталья: Защита проспекта магистерских диссертаций – мероприятие для нас новое. В ходе подготовки, я переделывала работу три раза. Однако хочу отметить, что безумно этому рада, потому что, наконец-то, поняла то, о чем должна буду писать в самой магистерской диссертации. Стоит заметить, что на самой защите проспектов члены жюри внимательно слушали выступающих, активно обсуждали возникающие вопросы, а также, что немаловажно, указывали нам на наши недочеты. Безусловно, проведение таких конференций необходимо. Это даёт возможность выслушать наставления наших научных руководителей, а также мнения компетентного жюри. Соответственно, такого рода мероприятия позволяют нам разобраться в своих ошибках и недочётах на ранних этапах, а не перед самой защитой наших диссертаций.
Хусаинова Аида: Защита проспекта диссертации для нас было нововведением. На защите мы изложили основные аспекты нашей диссертации. Лично для меня это было большим плюсом, т.к. многие студенты любят откладывать написание курсовых, дипломов, диссертаций на неопределенное время, а защита проспекта предоставила нам возможность доработать и исправить ошибки в нашей работе. Такие защиты нужно проводить чаще, это стимулирует студентов работать над диссертацией заблаговременно и дает возможность исправить ошибки, подкорректировать основные моменты работы, и, конечно же, тренирует ораторские способности студентов.
Соломенникова Анастасия: Защита наших проспектов была для нас очень результативной. Это помогло выявить некоторые недостатки наших работ, выстроить дальнейший ход работы. Также нам были даны рекомендации и советы, что очень важно. И, конечно, эта защита явилась для нас своего рода стимулом начать работу. Важно правильно определить направление в работе уже сейчас, иметь основу, чтобы продвигаться вперед, уже имея замечания и учитывая их.
А пока наши магистранты готовятся к очередному публичному выступлению. Уже в конце апреля Центр магистратуры и аспирантуры ИМОИиВ КФУ проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию, где они выступят с докладами на секции «Современные проблемы преподавания иностранных языков и культур». И опять с энтузиазмом представят свои идеи и наработки, и с жаром будут их обсуждать, и спорить с уважаемым жюри, и учиться жить в науке. Вот такая неугомонная научно-исследовательская жизнь…