12 апреля 2017
В ИПО КФУ ученым провели мастер-класс по подготовке публикаций в журналы, индексируемые международными базами SCOPUS и Web of Science

Профессор Гази Университета (Анкара, Турция), президент издательства ISER - The International Society of Educational Research (Международное общество педагогических исследований), главный редактор журнала EURASIA Journal of Mathematics, Science & Technology Education, соредактор журнала Eurasian Journal of Physics & Chemistry Education  Мехмет Фатих Ташар провёл для учёных-исследователей ИПО КФУ серию мастер-классов по вопросам подготовки научных публикаций к размещению в рейтинговые иностранные издания, индексируемые международными реферативными базами SCOPUS и Web of Science. В процессе этой работы профессор Ташар уделил большое внимание разбору ошибок и неточностей при подаче российскими учёными научных статей в зарубежные научные издания.

И действительно, отражение многих значимых научно-исследовательских проблем  российских учёных в научных статьях часто не соответствуют современным мировым стандартам научных публикаций. Многие статьи учёных возвращаются редакциями журналов обратно авторам.

Мехмет Фатих Ташар, как главный редактор одного из крупных и авторитетных изданий Турции, выделил целый ряд острых моментов. Он говорил как об организационных, так и методических проблемах в целом российских статей, подаваемых в высокорейтинговые журналы, индексируемые SCOPUS и Web of Science.

В частности, он заявил, что зачастую российские ученые подают статьи к публикации в журналы, не соответствующие профилю их исследований. Скорее всего, причина здесь в том, что среди журналов, индексируемых в российской базе ВАК нет настолько узкопрофильных изданий, как, к примеру, среди журналов, индексируемых в SCOPUS. Там издания подразделяются по профилю и по направлениям: например, по преподаванию естественно-научных дисциплин, физической подготовке, филологической подготовке, все из которых относятся к блоку Education, но имеют каждый свою специфику. А в российских педагогических журналов право размещать статьи имеют исследователи всех педагогических направлений.

К тому же, в базе SCOPUS есть журналы, принимающие исключительно эмпирические статьи, либо только теоретические, либо case-study. Иными словами, до подготовки публикации необходимо внимательно выбирать направленность журнала.

Среди методических проблем организации статей российских ученых господин Ташар отметил слабую представленность методов и методик при исследовании той или иной проблемы. Авторы пишут, как правило, о том, что было до эксперимента, что они разработали и предлагают, и что стало после эксперимента. А как именно авторы пришли к тем или иным результатам – остается неизвестным, методы и методики только перечислены. Они должны быть подробно раскрыты в любом исследовании, настаивает профессор.

Кроме того, как правило, эксперимент автора завершается только положительными результатами, что заставляет сомневаться в подлинности эксперимента, так как при любых результатах должны быть какие-либо сложности или проблемы. А ведь отсутствие проблем делает исследование в дальнейшем бесперспективным!

Говорил профессор и поверхностности анализа литературных источников, частом представлении ссылок на несуществующие или неузнаваемые источники. Любой редактор при рассмотрении статьи обращает на источники особое внимание. Они должны быть легко находимыми в интернете, в журналах и т.д.

Еще одной важной проблемой является отсутствие авторской рефлексии после анализа литературы, то есть, как правило, автор анализирует то, что было сделано различными авторами, а в его итоге не дает краткие выводы о том, что же, в конце концов, было сделано, а что осталось не исследованным.

К наиболее остро стоящим вопросам профессор Ташар отнёс зачастую некачественный перевод российских научных статей на английский язык.

«Наиболее оптимальным решением этой проблемы была бы возможность использования работы носителей языка над переводом статей на английский язык. Это важно, поскольку не всегда переведённые статьи полноценно могут передать все аспекты и нюансы проделанной учёными работы», – отметил профессор.

Необходимость подключения носителей языка к усовершенствованию переводов статей также отметила казанская коллега гостя, организатор  прошедшей в ИПО КФУ встречи с турецким учёными, доцент Альфия Масалимова. Ею была предложена идея создания центра в КФУ по осуществлению переводов научных статей именно  носителями языка. Это необходимо для улучшения качества подаваемых в высокорейтинговые иностранные научные издания статей учёных университета.

Помимо всего прочего, Альфия Масалимова, как соредактор индексируемого базами SCOPUS и Web of Science журнала Eurasian Journal of Educational Research (г. Анкара, Турция),  член редакционной коллегии журнала также индексируемого SCOPUS  XLinguae (г.Нитра, Словакия) и главный редактор журнала Pedagogical Research (г. Амстердам, Нидерланды), подчеркнула важность и других проблем российских научных статей. К ним в той или иной степени можно отнести:

Все эти проблемы во многих случаях являются серьёзным препятствием для принятия научных статей российских учёных в серьёзные международные научные издания. Отметим, что не в последнюю очередь продвижение КФУ в авторитетных международных рейтингах университетов, в том числе и  в рейтинге лучших университетов мира QS, связано с увеличением  количества публикаций наших учёных в международных научных журналах, включённых в реферативные базы SCOPUS и Web of Science.

В свою очередь, участники мастер-класса профессора Ташара признались, что совсем по-другому посмотрели на свою работу над научными статьями. Некоторые из них как раз готовят к публикации крупные научные исследования, и теперь намерены придерживаться нового образца обработки материала своих работ. Надеемся, Мехмет Фатих Ташар станет регулярным консультантом исследований казанских ученых. А уже через несколько дней в ИПО КФУ прочитает цикл лекций по исследованиям в области образования профессор из Словении Андреа Истенич Старчич, являющаяся членом редакционных коллегий ряда европейских научных журналов.

Источник информации: Дина Зарипова