02 апреля 2017
Иностранный язык - современные тренды преподавания

Представитель Высшей школы иностранных языков и перевода ИМОИиВ КФУ Фахрутдинова А.В. приняла участие в работе Международной методической школы-конференции «Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования», которая состоялась   27 - 30 марта 2017 г.  в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (г. Санкт-Петербург, Россия).

Важным направлением Международной  школы-конференции явилось обсуждение как российского, так и европейского опыта интегрированного обучения ИЯ и специальности.

Популярное во всем мире интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам рассматривается сегодня как необходимое условие подготовки будущих профессионалов, способных стать членами международного научного и делового сообщества.        

Ключевым при обсуждении стал вопрос о сходствах и различиях существующего сегодня профессионально-ориентированного обучения - ESP (Englishforspecialpurposes) – и нового направления CLIL (Content and language integrated learning)  и его специальной ветви  ILCHE (Integrating language and content in Higher education).

Зарубежные исследователи говорят об ориентации CLIL на две цели: обучение узкоспециальному предмету и иностранному языку, причем акцент может смещаться с предметного содержания на иноязычное и, наоборот, в зависимости от поставленной задачи. Достижение двойной цели требует разработки специального подхода, при котором неязыковый предмет преподается не просто на иностранном языке, а с помощью или посредством иностранного языка.

Поиску путей проектирования интегрированного процесса обучения, включающего иностранные языки и профессиональные предметные циклы, а также интеграции познавательных и учебных действий студентов посвящены многие из представленных докладов.

В процессе обсуждения многочисленных исследований, отражающих результаты экспериментальной деятельности в ряде вузов Российской федерации, в том числе и Казанского федерального университета, и европейских стран (Великобритании, Италии, Испании, Германии) сделаны важные научные выводы  как об общих дидактических особенностях, так и о частных лингводидактических принципах, методах и технологиях, на основе которых представляется возможным решать ключевые современные задачи интегрированного предметно-языкового обучения в системе высшего образования.

В работе Международной методической школы-конференции «Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования»  приняли участие ведущие специалисты в сфере преподавания иностранных языков:

Наталья Дмитриевна Гальская (Москва, Россия) -  доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, ведущий специалист в сфере теории и практики лингводидактики.

Елена Дмитриевна Тарева - доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой французского языка и лингводидактики  Московского городского педагогического университета (Москва, Россия), один из ведущих российских специалистов в области межкультурного иноязычного образования, автор и разработчик инновационных образовательных программ подготовки магистров – преподавателей иностранных языков.

Анастасия Викторовна Фахрутдинова - доктор педагогических наук, доцент,  зав.кафедрой иностранных языков для социально-гуманитарного направления ИМОИиВ КФУ, руководитель проекта «Англоязычная среда КФУ». 

Эдуард Геннадьевич Крылов - доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Теоретическая механика и  теория машин и механизмов» Ижевского государственного технического  университета имени М.Г. Калашникова,  Ижевск, Россия.

Джули Деарден -  директор отдела EMI (English Medium Listraction) в Хэртфорде, колледж Оксфордского университета (Хэртфорд, Великобритания). Один из создателей исследовательского центра EMI в Оксфорде.

Сэм МакКартер (Лондон, Великобритания). Преподает уже более 30 лет в разных странах мира. Первый опыт получил в качестве волонтера в Сьерра-Леоне в Западной Африке.

Виктор Павон Васкез, Университет Кордобы, (Кордоба, Испания) – один из ведущих специалистов Европы в области двуязычного образования и подготовки преподавателей. Профессор испанского Университета Кордобы, член языкового аккредитационного комитета Ассоциации ректоров университетов Испании (CRUE), ученый, автор многочисленных публикаций.

Тереза Тинг, Университет Калабрии (Калабрия, Италия) -  один из ведущих западноевропейских специалистов в области прикладной лингвистики, относится к представителям нового поколения исследователей  с современным междисциплинарным подходом к проблемам лингвистики и лингводидактики.

Источник информации: Фахрутдинова А.В.