16 марта 2017
"Не я выбрала педагогику, а госпожа "Педагогика" сама соизволила выбрать меня в свои помощники"

Доктор педагогических наук,  доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Альфия  Рафисовна Масалимова  имеет огромное количество наград и благодарственных писем, занимается научно-исследовательской деятельностью, имеет более 100 опубликованных научных работ.

В ее   плотный рабочий график виртуозно «вмещается»  международная редакционная деятельность, ведь Альфия Рафисовна  является редактором многих иностранных изданий.

За этим внушительным  перечнем  служебных обязанностей  скрывается  интересная  и творческая личность, с которой хотелось бы  познакомить и нашего читателя.

- И так, педагогика. Почему эта область стала Вашей профессией?

- Я всегда любила учиться, познавать что-то новое, обмениваться знаниями, радоваться коллективному постижению истин, и делить эту радость с участниками. Правильнее сказать, это госпожа «Педагогика» сама соизволила выбрать меня в свои помощники.

- Желание преподавать было у Вас с детства? Или Вы пришли к этому в результате взрослого решения?

- Знаете, мое детство проходило в сильной и могущественной стране – СССР и мечты детей этого времени были несколько другими, нежели сейчас, и хотела я быть тогда, как и многие мои ровесники – космонавтом.  Но по мере взросления поняла, что на нашей земле еще есть много дел, которые ждут своего неотложного решения, и решила оставить космос в покое.

-Чем запомнились студенческие годы?

- Студенческие годы пролетели очень быстро, так как, начиная с третьего курса, я параллельно училась на трехгодичных курсах по практической психологии, то есть с 8.00 до 14.00 я училась на факультете иностранных языков, а с 15.00 до 20.00 - на курсах по практической психологии. А на выходные я уезжала к родителям – в свой родной поселок Джалиль.

-С какими сложностями Вам приходилось сталкиваться в Вашей профессии?

- Профессия педагога всегда состоит из сложностей. Поэтому позвольте не заострять внимания на факте столкновения, а лишь заметить, что чем больше этих столкновений, тем больше опыта, а лучший воин, как известно, это тот, который все время находится в состоянии войны.

- Было ли, к примеру, хамство,  или другие неприятные вещи, в Вашей профессиональной деятельности? Недопонимание со стороны окружающих людей? 

- Скажу вам честно – мне никогда не приходилось сталкиваться с хамством  в  профессиональной деятельности. Меня всегда окружали очень воспитанные студенты и компетентный профессорско-преподавательский состав. Недопонимания – да, были, но они все были решаемы.

- Помогает ли Вам «педагогический багаж»  в повседневной жизни?

- Девять лет работы в качестве ученого секретаря диссертационного совета дали мне бесценную возможность быть свидетелем защиты истинных педагогических знаний, их актуализации и постоянного обновления. Это были времена встреч с оппонентами и научными руководителями диссертантов - такими крупными учеными, академиками РАО, как: Махмутов Мирза Исмаилович, Мухаметзянова Гузел Валеевна, Вербицкий Андрей Александрович, Ткаченко Евгений Викторович, Кирсанов Анатолий Александрович и др. А также постоянная читка и правка авторефератов и диссертаций выработали во мне редакторские навыки, конструктивный критический взгляд на различные проблемы. Все это мне очень сильно помогает и сейчас - при осуществлении научного редактирования статей сотрудников нашего института и продвижения их в журналы, индексируемые ведущими зарубежными цитатно-аналитическими базами.

- Кто такой, по Вашему мнению, «хороший педагог»?

- Хороший педагог – это мой главный наставник, к сожалению, уже ушедший от нас, - академик Российской академии образования Мухаметзянова  Гузел Валеевна. Ее любимым выражением по отношению ко мне было – «Лови мышей», и когда я допускала какие-то промахи,  этим же выражением она меня и порицала – «Не ловишь мышей» … и тогда мне становилось не по себе, и я бросалась в научные поиски с особым рвением. Хороший педагог всегда знает, как направить в нужное русло своих учеников.

- Есть ли у Вас кумиры или примеры для подражания?

- Самый главный и любимый мой кумир и пример для подражания – это моя мама – Галина Александровна, которая всю жизнь проработала инженером-технологом в нефтяной промышленности, активно внедряла новую технику и технологии, была призером конкурсов творческих разработок и идей, опытным наставником и почетным нефтяником. Сейчас она на пенсии и наставляет  в основном  нас – своих двух дочерей и внучку, но иногда достается и папе – Рафису Магалимовичу, который также к нашему большому счастью находится в добром здравии. Есть такая английская пословица - "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя". Это про моих родителей, за что я им премного благодарна.

- Многие педагоги творческие личности, а какое хобби у Вас?

- У меня несколько весьма интересных хобби – в свободное время я люблю петь караоке и раскрашивать архитектурные изделия из бетона у супруга на производстве. Я забываю обо всем, когда раскрашиваю львов, фонтаны, вазы под бронзу, под старый бетон, под готический дизайн. А так же, я очень люблю путешествовать.

- Какое путешествие произвело на Вас наибольшее впечатление?

- Я думаю, самое первое. Мне тогда было лет 18, когда меня отправили на языковую стажировку в Англию. Я неоднократно терялась в Лондоне, но деваться было некуда и, заговаривая по-английски со слезами на глазах, спрашивала у прохожих дорогу до дома семьи, в которой я жила, и посещала все лондонские достопримечательности. Данная поездка очень сильно подтянула уровень моего английского языка.

- Смогли бы сделать что-либо безумное или спонтанное в вашей жизни? Например, поехать на край света, полетать на воздушном шаре, прыгнуть с тарзанкой?

- Сама мысль о безумном и спонтанном уже способствует выделению адреналина в кровь – я уже представила себя летящей на воздушном шаре на край света. Скорее нет. Отправьте меня, пожалуйста, лучше в комфортные тепличные условия – хотя бы на берег Персидского залива – «прыжков с тарзанкой» - мне хватает и на работе (смеется).

- Какие у Вас планы на ближайшее и далёкое будущее?

- Все мои оперативные, тактические и стратегические планы связаны с профессиональной деятельностью в Институте психологии и образования КФУ. Что касается личного,   - планирую обсудить с семьей  планы далекого будущего, так как они всегда у нас общие, и связаны с семейными ценностями.

Очень надеемся, что в нашей беседе удалось передать многогранность личности Альфии Рафисовны,  и Ваше знакомство с ней, пусть и не личное, но все-таки состоялось. 

Источник информации: Екатерина Боженкова, Варвара Городникова