19 февраля 2017
Психологи КФУ: паркур – это новая социальная философия

Люди, занимающиеся Паркуром, обладают не только определёнными и необычными физическими навыками. Занятия паркуром определяют тип мышления, мировоззрение и даже свою особенную философию, что подтвердили исследования казанских психологов.

Изучение особенностей функционирования постмодернистского общества и отдельных его представителей привело, в конечном итоге, Камиля Насибуллова, доцента кафедры психологии личности ИПО КФУ, к вопросам исследования особенностей современных молодежных сообществ.


Для справки:

Общество постмодерна – это описание современного состояния общества как фрагментированного, нестабильного, в котором преобладают тревожные настроения. Социологи называют это «обществом в состоянии кризиса». Но это не означает, что кризис – это всегда плохо.  В данном случае, нестабильность и изменчивость разрозненных элементов общества говорит о том, что одновременно может существовать  большое количество путей и возможностей: если не сработал один вариант решения задач, то всегда есть альтернатива. Иными словами, нет границ, рамок и всегда есть возможность для творчества. К характерным признакам  культуры постмодерна  можно также отнести:  неопределенность (поливариантность,  многозначность); деканонизацию; безличность; гиперреалистичность; иронию (в т. ч. самоиронию); мутацию жанров (за счет гибридизации  разнообразных жанровых кодов); карнавализацию (как форму игрового освоения  мира-текста); перформанс (обыгрывание текста, театрализацию жизни);  конструктивизм  и др.


Камиль Насибуллов  предполагает, что  трейсеры (то есть люди, которые занимаются Паркуром) на телесном уровне, в движении «осознают» ключевые коды постмодерной эпохи. Таким образом, помимо определённых физических навыков трейсеры приобретают способность по-другому воспринимать пространство, которое их окружает, а в дальнейшем - по-другому смотреть на мир в целом. Как говорит автор исследования, это, своего рода,  социальная философия постмодернизма в движении:

«Изучая современное общество, я пришёл к выводу, что именно в практике Паркура  присутствует очень много проявлений  общества постмодерна. Паркур можно назвать зеркалом, отражающим характерные черты современной эпохи. Меня это тогда очень удивило, ведь Паркуром занимаются, в основном, подростки и молодые люди, которые, конечно же, не задумываются над осмыслением особенностей современности с использованием продвинутых социальных теорий», – говорит Камиль Насибуллов.

По его словам, в исследовании приняло участие девять трейсеров со всей России (эмпирический этап исследования проводился совместно со студенткой Института психологии и образования Анной Аглямовой). Анализ сообщества Паркур  был начат в 2015 году, практическая же часть исследования была проведена в прошлом году, а теперь результаты  исследования готовятся к публикации.

В процессе беседы Камиль Насибуллов  обращает  внимание, насколько сильно отличается у трейсеров способ перемещения по городу:

«Если нам, например, нужно попасть из точки А в точку В, то мы обычно идём как по навигатору – сначала по одной улице, затем сворачиваем в такой-то переулок,  идём вдоль определённого проспекта и т.д. И в целом, способ передвижения горожан в основном более-менее сходен. Трейсеры же двигаются по-другому. Они, можно сказать, своим способом передвижения нарушают некоторые негласные социальные договоренности, – прокомментировал Камиль Насибуллов. –  Это происходит потому, что они иначе, чем мы, воспринимают пространство. Можно сказать, они специально развивают у себя навык воспринимать и использовать пространство по другому. Они двигаются таким способом, каким им удобно – не по нормативным правилам и вне рамок, которые для нас порой являются единственно возможными и других вариантов мы просто не видим».

Он добавил, что пространство вокруг трейсеров  – это скорее череда барьеров и препятствий, которые можно преодолевать на своём пути, а не улицы, здания, машины, как это видят обычно люди. Существует даже такой термин, как  «Parcour Eye» («видение Паркура»), сам говорящий за себя. Это особый способ взаимодействия не только с пространством, но и с миром в целом. Для трейсеров одновременно существует много возможностей реализовать то или иное задуманное, и такой взгляд на мир в определенном смысле более адаптивен, чем следование искусственно созданным социальным  рамкам.

Помимо этого у трейсеров формируется особое аскетическое отношение к потребительскому обществу. На первый план в системе ценностей выходят не  материальные ценности, которые подчеркивают высокий статус и следование моде,  а удобство, практичность и естественность.  Всё, что мешает свободному движению, не является необходимым.

Как рассказал автор исследования,  опираясь на данные, полученные в интервью с трейсерами, молодые  люди в процессе таких физических практик обретают новое мировоззрение и, даже со временем перестав заниматься Паркуром, сохраняют приверженность его философии.

Как утверждал  в интервью один из участников исследования, трейсеры, где бы они ни встретились и как бы они ни выглядели, всегда узнают друг друга. Будь это даже трейсеры, которые разговаривают на разных языках и никогда прежде друг с другом не общались.

Девиз сообщества трейсеров – «Нет границ, есть только препятствия». Хочется верить, что это послание будет услышано и понято многими людьми в современном обществе, даже ничего знающими о Паркуре. Есть уверенность, что результаты исследования  психологов ИПО КФУ по вопросам  развития личности и  мировоззренческих позиций  трейсеров в значительной степени будут этому способствовать.

 

Источник информации: Дина Зарипова
Комментарии
читатель 19.02.17, 11:57
+3 
-2 
Перенесли "туризм", спортивный альпинизм в городское пространство - вот и философия. К постмодерну 9 человек вряд ли имеют заявленное отношение.