В Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Санкт-Петербурга съехались старшекурсники вузов, изучающие экономические, социальные, гуманитарные науки и математику. Think Big Week («Неделя масштабного мышления») – это возможность представить результаты исследований единомышленникам и получить отзывы о работе от ведущих ученых мира. Программа форума включает Международную научную студенческую конференцию, Зимнюю школу и культурную программу. В ходе конференции участники смогли посетить лекции известных ученых из разных стран, посетить мастер-классы и тематические презентации, а также представить собственные стендовые доклады в рамках секций и симпозиумов.
Конференция в рамках форума была организована Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ под руководством Е.Л.Омельченко.
Свои исследования представили члены научно-образовательного Центра изучения молодежных культур Елабужского института КФУ Лия Морозова, студентка факультета иностранных языков, Зухра Бикмухаметова и Максим Колчин, которые учатся на факультете филологии и истории. Поездка была осуществлена по инициативе к.ф.н., доцента кафедры философии и социологии Альбины Гарифзяновой при поддержке руководства института.
Рабочий язык форума – английский, участникам нужно было не только объяснить суть научной работы, но и вступить в диалог с экспертами, поэтому ребята немного волновались, но все трое смогли выступить успешно. Вернувшись в родной вуз, наши студенты поделились тематикой исследований и впечатлениями о конференции. Синдром постоянного нахождения онлайн и влияние гаджетов на нашу жизнь является объектом исследования Лии Морозовой.
– Я начала работу по выявлению и рассмотрению побочных эффектов использования гаджетов и социальных сетевых структур на ежедневные практики человека в контексте содержащегося в нем визуального контента, – говорит Лия. – Исследование состояло из 3 этапов: беседа с испытуемыми, установление условий и правил; собственно сам эксперимент, который длился в течение недели, когда двое испытуемых студентов не использовали свои профили в соцсетях, а поддерживали контакты со своим окружением исключительно посредством звонков; проведение неформализованного интервью и подведение итогов эксперимента.
Полученные сведения помогли подтвердить, что синдром постоянного нахождения онлайн все еще является актуальным социальным феноменом. Источник зависимости от гаджетов - это привыкание в визуальному контенту в социальных сетях, который воссоздает настоящую реальность и человек перестает осознавать, где реальность, а где лишь визуальная копия, образ.
– Целью моей работы является определение уровня «прозападности» в среде российской молодежи провинциального города на примере Елабуги, - продолжает разговор Максим Колчин. – Исследование данного явления проводилось в мегаполисах и крупных городах, мало затрагивая провинцию. Мне удалось выяснить в результате исследования, что западные модели поведения, стиль жизни уже давно вошли в повседневные практики молодежи и не вызывают никакой рефлексии, так как уже считаются обыденностью.
Елабуга - город с двумя практически равными по численности национальностями. Это наложило свой отпечаток, для людей нет ничего необычного в межкультурном взаимодействии. Город носит статус учебного благодаря институту КФУ, который повышает образовательный уровень молодежи города, формируя у нее активную общественную позицию и «положительный» взгляд на западную культуру. С момента развала СССР российское общество выбрало «западный» путь развития во всех сферах общества. Взаимодействие со странами Востока и Азии было практически сведено к нулю. Таким образом, уровень «прозападности» российской провинциальной (елабужской) молодежи достаточно высок.
– В моей работе речь идет о понятии «исследовательский дебют» и особенностях работы в «поле» с более опытным социологом, – рассказывает Зухра Бикмухаметова. – Основой стал автоэтнографический материал, полученный в ходе работы в рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» реализуемый ЦМИ ВШЭ. Уже после пилотажного этапа стало ясно, что находясь в условиях «поля», невозможно сохранить формальные взаимоотношения с тем, с кем взаимодействуешь в паре.
В некоторых моментах во время работы отношения могли принимать характер «преподаватель – студент», что связано, в первую очередь, с наличием опыта у одного исследователя, и отсутствием у второго. Нельзя не отметить, что в ходе «полевой работы» эти же границы постепенно стираются. Условия изучения, контекст, общие практики, впечатления и эмоции сближают, создают доверительные отношения, что влияет на конечный результат самой работы и исследовательскую рефлексию.
Руководитель Центра изучения молодежных культур Елабужского института КФУ Альбина Гарифзянова отметила:
– Научно-образовательный Центр Елабужского института – это своеобразная коммуникационная площадка, где все заинтересованные студенты могут найти что-то свое в области публичной научной деятельности. Я как модератор и научный руководитель ищу вместе со студентами интересные темы, проекты. Выступать на английском языке перед учеными с большой буквы, будучи студентом, это престижно. Из Татарстана там были только наши ребята. Они обзавелись интересными знакомствами, увидели Питер, посмотрели как и чем занимаются студенты других вузов из других городов и стран. Думаю, их это вдохновит на дальнейшую научную работу.
Подробнее о поездке читайте в февральском номере газеты «UNIвести».