06 февраля 2017
Роман Баканов: "Если на клетке написано буйвол, не верь глазам своим"

Мировоззрение человека – пазл, состоящий из множества фрагментов, одним из которых является его способность воспринимать информацию. Она помогает человеку критически размышлять и создавать на основе полученного представления о мире. Но сегодня СМИ подавляют эту способность.

Как не быть ведомым и сформировать свое критическое мышление рассказал доцент кафедры журналистики КФУ Роман Баканов, который побывал в Москве, где с 30 января по 1 февраля в Высшей школе экономики принял участие в IV Школе по медиаграмотности «Про новости – грамотно!». Эта программа действует третий год, но для медиапедагогов была проведена впервые.

Роман Петрович, на кого была направлена программа обучения?

Р.Б.: В школе «Про новости – грамотно!» учились те, кто профессионально работает с медиатекстами, – преподаватели. Причем не только вузовские, но и школьные, и педагоги дополнительного образования. Участвовало всего 18 человек из двенадцати городов России. Из Казани нас было трое – больше всех.

Каким образом проходило обучение?

Р.Б.: Мы работали непосредственно с новостями. Занятия проходили в разных форматах. Удалось и лекции послушать, и в дискуссиях поучаствовать, и самостоятельно подготовить медийные учебные тексты, и даже поиграть. Например, у нас была игра «Вы – редактор». Нам дали десять тем и разделили на четыре группы, каждая из которых представляла разные вузовские редакции: газету, телевидение, сайт и радио. Из этих тем, учитывая целевую аудиторию вашего «медиа», нужно было дать только 4 новости с обоснованием, почему именно они. Кроме того, у нас было и ток-шоу на тему «Нужна ли свобода слова тем, кому она не нужна?». Нас разделили на две группы: те, кому она нужна, и те, кому не нужна. Модерировала ток-шоу известная ведущая радио «Эхо Москвы» Светлана Сорокина.

Кому в итоге нужна свобода слова?

Р.Б.: По сути, она нужна обществу, потому что если нет свободы слова, то исчезнет критика – двигатель прогресса. Поэтому и власти это тоже нужно, ведь она должна реагировать на аргументированную критику и таким образом исправлять свои ошибки.

Какие цели у школы «Про новости – грамотно!»?

Р.Б.: Через нас, медиапедагогов и студентов, вовлекать в задумчивое потребление новостей все больше и больше людей, сделать так, чтобы аудитория, прежде всего подрастающие поколение, проявляло культуру медиапотребления – не бездумно «глотало» информацию, а с головой, ради знания. Ведь новость – это самая хрупкая часть журналистики и самая ее основная. Новость подается стремительно, в дедлайнах, там, где нет возможности подумать.

Каким критериям должна соответствовать новость?

Р.Б.: Она должна быть сиюминутной, социально значимой, интересной, полезной и задействовать известных людей. Ну и конфликт определенный тоже должен присутствовать.

Вы анализировали только печатные новости?

Р.Б.: Мы также делали анализ аудио-визуальных текстов. Допустим, в 2013 году по «Первому каналу» прошла история о том, что в Славянске был распят пятилетний мальчик. Эмоционально выступала женщина, якобы свидетельница событий, но все основывалось только на ее «показаниях». Никакого видео или других доказательств не было. В итоге информация оказалось ложной, в чем сам «Первый» признался, правда, почти год спустя.

Какие цели преследует телевидение, размещая подобные фейковые новости?

Р.Б.: Конкретно в этом случае целью было формирование дальнейшего усиления отрицательного общественного мнения о войсках украинской армии. Наши основные федеральные телеканалы сегодня – это, прежде всего, средство пропаганды, а не информации. Тем более в условиях информационной войны с Украиной, различных других информационных кампаний. Поэтому особенно сейчас важно различать, где новости, а где реализация политических задач. В общем, если на клетке написано буйвол, не верь глазам своим.

Какой должна быть настоящая, правдивая журналистика?

Р.Б.: Она должна быть во благо обществу, должна освещать социально значимую информацию с разных сторон: с точки зрения предупреждения, информирования и формирования общественного мнения.

Как стать информационно грамотным?

Р.Б.: Знакомится с информацией не из одного СМИ, а из разных. 5-6 источников информации минимум нужно для того, чтобы сведения проверить и узнать, в чем тебе врут, чтобы узнать какие-либо подробности.

Почему культура информационного потребления в особенности важна для молодежи?

Р.Б.: Интернет сегодня – мощный инструмент манипулирования. Постоянно в соцсетях приходят разные провокационные сообщения, на которые нужно уметь достойно реагировать и не поддаваться панике. Такие рассылки рассчитаны на эмоцию. Во время такого потока информации лучше подождать и задуматься.

Существуют ли игры, развивающие критическое мышление?

Р.Б.: Конечно, например, игра «Техника рождения сенсации», смысл которой в том, чтобы запомнить и точь-в-точь передать историю другому человеку. Нужно смотреть, какая информация была первоочередной, как она передалась и что из нее стало. В рамках этой игры человек понимает, что уходит и почему это не запоминается. Но вполне достаточно следить за СМИ. Взять сообщение любого СМИ и выявить уровень источников информации, обратить внимание на то, представлены ли в тексте противоположные стороны действия, задать себе вопрос: кому выгодна публикация?

Что если не становиться медиаграмотным? Каковы риски?

Р.Б.: Вами будут продолжать манипулировать. У вас не будет достаточного уровня критического мышления, и вы не будете знать, кому верить в нашем многополярном мире. Сегодня любая информация влияет на поведение людей: если верить всему, то можно впасть в депрессию, а там и до психологических расстройств недалеко. В общем, все на борьбу с новостной неграмотностью!

Александра Колабинова, слушательница Школы молодого журналиста