Чтение хороших книг -
это разговор с самыми лучшими людьми
прошедших времен,
и притом такой разговор,
когда они сообщают нам
только лучшие свои мысли.
Декарт
Добрый день, уважаемый читатель!
Библиотека Института социально-философских наук и массовых коммуникаций продолжает советовать к прочтению лучшие и новейшие труды. В прошлый раз были освещены философские труды, в этот раз я затрону культурологию и политологию.
Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. – «Манн, Иванов и Фарбер», 2016.
О чем эта книга - Вы никогда не задумывались, много ли на самом деле понимаете в тексте? Не доводилось ли Вам, открыв когда-то прочитанную книгу, с удивлением отметить, что Вы забыли, о чем в ней шла речь, либо в прошлый раз упустили важные нюансы, а то и вовсе иначе понимали написанное? А для чего вы вообще читаете? С целью добыть информацию? Убить время? Получить удовольствие от словесного мастерства писателя? Задуматься о жизни? Отточить свою читательскую проницательность? С момента появления литературы автор и читатель ведут увлекательную игру. Автор посредством текста делится с вами своими мыслями и чувствами. А вы трансформируете связь букв и знаков препинания в собственные мысли и эмоции. Но совершенно не факт, что они совпадут с авторскими! Изо всей полноты смыслов, изложенных автором в книге, читатель выхватит ровно столько, сколько способен понять. Оттого и разница в восприятии: одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, вторые - пустой, третьи- …
Арво Пярт: беседы, исследования, размышления - Дух Пiтера, 2014.
Собранные в настоящем издании материалы посвящены личности и творчеству одного из самых глубоких композиторов современности – Арво Пярта. Большинство текстов – в частности диалог Пярта с известным итальянским музыковедом публицистом Энцо Рестаньо, статьи Леопольда Браунайса и Саале Кареды, а также выступление самого композитора по случаю вручения ему престижных международных премий – были опубликованы сначала по-итальянски, а затем переведены на немецкий, английский, французский и эстонский языки. Русский перевод имеет большое значение для восстановления искусственно прерванного в 1980 году, после изгнания Пярта из СССР, контакта композитора с чуткой к его духовным и творческим поискам аудиторией. Помимо указанных текстов в книгу включена статья московского музыковеда Елены Токун, публикуемая впервые.
Важнейшая часть книги-высказывания «от первого лица», прямая речь Арво Пярта, которая, как и его музыка отмечена единством мудрости и простоты.
Другая часть книги – комментирующие тексты, музыковедческие статьи о творчестве А. Пярта. Предметом исследования в них становится эстетика и поэтика стиля «tintinnabuli», выдающегося достижения творческого мышления композитора, одного из самых значимых явлений музыки второй половины XX- начала XXIвеков.
Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы – Независимое Литературное Обозрение, 2014.
В книге известного социолога представлен анализ русской литературы второй половины XIX-начала XX веков, рассматриваемой как социальный институт – писатели, издательское дело и книжная торговля, газеты и журналы. Библиотеки, чтение, взятые в их взаимосвязи и взаимодействии. Особое внимание уделено писательским гонорарам, популярности конкретных писателей, укоренению детектива в России, лубочной словесности, становлению системы литературных премий.
Станиславский К. С. Работа актера над собой. – Директ-Медиа, 2015.
Станиславский Константин Сергеевич (Алексеев; 1863-1938) русский театральный режиссер, актер и педагог, реформатор театра. Вашему вниманию предлагается книга «Работа над собой». В этом труде последовательно излагается содержание знаменитой системы, имевшей на протяжении 100 лет огромную популярность в России и мире, раскрывается ее практический смысл и значение. Во второй части рассказано о технике сценического воплощения, раскрываются вопросы выразительности тела, голоса и речи. Помимо внешней техники и подготовки физического аппарата, Станиславский говорит о ритме, характерности и других элементах самочувствия актера. Также публикуется глава о логике и последовательности, этике и дисциплине. Заключительная глава рассказывает, как пользоваться системой, которая, по словам автора, «принадлежит самой нашей органической природе, как духовной, так и физической».
Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в эволюции поэтического языка. – Либерком, 2 016.
В монографии рассматриваются проблемы эволюции поэтического языка в свете современной интегральной парадигмы научного знания. Интертекст трактуется как текстовая семиотическая культуросфера, характеризующаяся процессами порождения, понимания/интерцепции и взаимодействия текстов. Исследуется лингвокультурологическое содержание базовых естественно-научных понятий (энергия, энтропия, резонанс и т.п.), перспективы их применения в теории функционирования текстов. Предложен метаязык описания динамических процессов в интертексте, позволяющий на единой концептуальной основе объяснить закономерности отношения текста со временем и творческим субъектом, механизмы интерпретации классических произведений.
Зукин Ш. Культуры городов. – Новое литературное обозрение , 2015.
Эта книга стала бестселлером сразу после своего выхода в конце 90-х. Шарон Зукин рассматривает различные аспекты «городских культур» (не случайно именно во множественном числе) через призму неожиданных и на первый взгляд малосовпадаемых феноменов. Автор детально разбирает явление Диснейленда, создающее превратное впечатление о нормах городской жизни, анализирует деятельность корпораций развития городских территорий, активно приватизирующих общественные земли и блага, описывает музеи современного искусства, выступающие в роли могущественнейших девелоперов. Погружает читателей в экзотический мир этнических ресторанов, создающих колорит города, но лишенных доступа к результатам капитализации собственной экзотичности, разъясняет, в чем не только прелесть, но и польза блошиных рынков.
Салливан М.К. Этикет Джейн Остин. Как быть первой леди в эпоху инстаграма.– Эксмо, 2015.
Эта книга поможет разобраться в тайнах жизни сельской аристократии Британии девятнадцатого века. Вы узнаете о правилах жизни английского дворянства, о том, как леди про водила день в эпоху, когда знатной даме не подлежало работать, изучите важные правила, с помощью которых подобало выбирать будущего мужа, а также проводить и посещать светские мероприятия.
Суриков И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры – Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012.
Вклад древних греков в мировую и особенно европейскую историю колоссален. Античная греческая цивилизация – в полном смысле слова - фундамент всей последующей жизни Европы. Без преувеличения можно сказать, что не один другой народ не обогатил культурную сокровищницу человечества таким количеством шедевров и плодотворных идей. Успехи эллинов во всех областях культурного творчества были феноменальными, неповторимыми. Книга о древнегреческой культуре, о народе, создавшем эту культуру, об особенностях его мировосприятия, сознания, системы ценностей, о его «картине мира» - это книга о важном, основополагающем, фактически о наших корнях. В книге рассказывается о мировоззрении, мышлении, поведении античных греков - о тех основах на которых выросла их великая культура.
Лебина Н. Мужчина и женщина. Тело, мода, культура. СССР – оттепель. – Новое литературное обозрение, 2014.
Исследование доктора исторических наук Натальи Лебиной посвящено гендерному фону хрущевских времен, т.е взаимоотношениям мужчин и женщин в период частичного разрушения тоталитарных моделей брачно-семейных отношений, отцовства и материнства, сексуального поведения. В центре внимания – пересечения интимной и публичной сферы: как директивы власти сочетались с кинематографом и литературой в своем воздействии на частную жизнь, почему и когда повседневность с готовностью откликалась на законодательные инициативы, как язык реагировал на социальные изменения, наконец, что такое феномен свободы, одобренной сверху и возникшей на фоне этакратической модели устройства жизни.
Любить чтение -
это обменивать часы скуки,
неизбежные в жизни,
на часы большого наслаждения
Монтескье
С вами был Михаил Черкасов!