14 декабря 2016
Опыт российского дополнительного образования оценили в Европе

Представители Института психологии и образования КФУ по приглашению организаторов серии международных семинаров из университетов Марбурга и Гессена (Германия) приняли участие в работе work-shop для молодых учёных-исследователей из различных университетов Германии. Направление научных работ и тем семинаров – система дополнительного образования. В России её ещё иногда называют «школа после уроков» или же «внеклассная работа» для детей.

Как отметила профессор ИПО КФУ Роза Валеева, приглашённый эксперт по вопросам дополнительного образования, работавшая с молодыми исследователями на этих семинарах, проблематика дополнительного образования в мире сейчас находится в сфере повышенного внимания, поскольку эта система на данный момент возрождается в странах Европы, а во многих из них о необходимости создания такой системы только начинают задумываться. Опыт российских педагогов, включающий в себя знания о периоде активного развития системы пионерских лагерей, различных кружков и секций и т.д., в этом контексте просто бесценен.

Помимо экспертов из России, в семинарах принимали участие и представители Великобритании, Швеции, США, Кореи. За выделенные для работы с аспирантами вузов Германии 3 дня все эксперты выступили перед молодыми учёными с лекциями по проблематике дополнительного детского образования в своих странах, представили кросскультурные исследования по направлению дополнительного образования детей. Однако эта часть работы была не основной.

«Все 22 немецких аспиранта проделали достаточно большую предварительную работу по своим исследованиям – подготовили обобщающий их научную работу постер и представили его на суд экспертов. Но до этого те аспиранты, которые были определены для консультации, отправили мне свои научные статьи для ознакомления, чтобы уже во время семинаров я могла дать свою экспертную оценку и рекомендации. Но и это только часть проведённой нами в Марбурге работы», – говорит Роза Валеева.

Опыт Марбурга интересен тем, что это непривычный способ коллективного научного руководства по подготовке докторских диссертационных работ по системе PhD (доктор философских наук, как определяет это звание Болонская система).

Аспиранты, участвовавшие в work-shop, должны были - помимо подготовки постеров - защитить их перед иностранными экспертами, ответить на множество вопросов и выслушать конструктивные замечания и предложения по дальнейшей работе над своими научными проектами.

«Нас поделили на микрогруппы. В моей группе было 3 аспиранта, и мы с ними в течение всего дня общались – провели научные консультации по их работам, они задавали много вопросов и отвечали на мои. На следующем этапе работы каждый аспирант из групп других экспертов мог подойти и задать свои вопросы. Таким образом, получается, что мы работали со всеми аспирантами, кого интересовала именно наша тематика», – добавляет профессор Валеева.

Надо отметить, что опыт казанских учёных также заинтересовал самих приглашённых экспертов. Как рассказала Роза Валеева, после окончания очередного этапа совместной с исследователями работы к ней подошла её коллега из Швеции. Система дополнительного образования детей в России очень похожа на ту, что работает сейчас в Швеции. Она предполагает непосредственное участие государства в обеспечении работы структур дополнительного детского образования: спортивных школ, детских центров творчества, музыкальных школ и т.д.). Этот факт не только интересен сам по себе, появляется возможность изучения альтернативного развития работающей у нас системы.

Результатом работы семинаров и мастер-классов в Марбурге стало для российских учёных принятие решения об организации на ежегодной международной конференции по вопросам модернизации педагогического образования (КФУ) секции дополнительного образования детей, где выступят иностранные коллеги, которые принимали участие в марбургских семинарах и мастер-классах. Также, добавила Роза Валеева, по их итогам будет издана коллективная монография, в которой главу о дополнительном образовании для детей в России будут составлять учёные Института психологии и образования КФУ. Книга должна выйти в следующем году в Берлине. 

Источник информации: Дина Зарипова