13 декабря 2016
Научные разработки казанских учёных в сфере образования по достоинству оценили в Техническом университете Дрездена

В начале декабря представители Института психологии и образования КФУ показали свои научные разработки по проекту САЕ «Учитель XXI века» своим зарубежным коллегам из Технического университета Дрездена в рамках серии научно-деловых визитов казанских учёных в Технический университет Дрездена (Германия).

Как рассказал глава казанской делегации, директор Института психологии и образования КФУ, профессор Айдар Калимуллин, в рамках встреч с немецкими коллегами Центра образования учителей и исследований в области школьного и профессионального образования Технического университета Дрездена, сам Айдар Калимуллин, профессор Роза Валеева, профессор Венера Закирова и доцент Резеда Хайрутдинова, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Ольга Донецкая принимали достаточно активное участие в работе этого центра – посетили несколько семинаров немецких учёных по тематике модернизации педагогического образования в Германии.


Для справки:

Программа модернизации системы образования активно разрабатывается в Германии вот уже 2-й год. На эти цели правительство Германии выделило порядка пятисот миллионов евро. И  эти государственные гранты были равномерно и целенаправленно распределены среди 50 крупных вузов страны. Среди них был и Технический Университет Дрездена.

В связи с разработкой этой программы в Дрезденском техническом университете был создан Центр образования учителей и исследований в области школьного и профессионального образования. Поскольку почти этой же проблематикой занимается и Институт психологии и образования КФУ в рамках проекта разработки новой педагогической модели для России САЕ «Учитель XXI века», то двусторонний обмен опытом по этому направлению между российскими и немецкими учёными был почти неизбежен.


Профессор Роза Валеева выступила перед дрезденскими коллегами с лекцией о существующих в России профессиональных педагогических стандартах и критериях, а профессор Айдар Калимуллин рассказал о тех исследованиях и проектах, которые реализуются в Институте психологии и образования КФУ по направлению САЕ «Учитель XXI века» уже сейчас.

«Наши немецкие коллеги из Центра образования учителей и исследований в области школьного и профессионального образования Технического университета Дрездена также презентовали нам свою программу модернизации педагогического образования. Мы её внимательно изучили и самое интересное, что и мы и наши немецкие коллеги отметили, что цели и задачи у нас едины», – резюмировал Айдар Калимуллин.

Это может говорить о том, что научные разработки казанских учёных достаточно ценны для зарубежных коллег в сфере образования, что подтверждается результатами проведённых в Дрездене встреч и переговоров с научным сообществом.

А результаты таковы: российскими (Институт психологии и образования КФУ) и немецкими (Центр образования учителей и исследований в области школьного и профессионального образования Технического университета Дрездена) учёными будет проведено совместное сравнительное исследование профессиональных стандартов подготовки учителя в России и в Германии.

«Эти исследования помогут, наряду с уже проведёнными нашим институтом и Техническим университетом Дрездена международными исследованиями профессиональных стандартов подготовки учителя, собрать и получить оптимальный перечень профессиональных компетенций педагога, обучению которым можно будет посвятить нашу дальнейшую работу. То, к чему мы стремимся, – это выделение универсального набора профессиональных составляющих для педагога, в какой бы стране он ни обучался своей профессии», – добавил профессор Калимуллин.

Также он отметил, что немецких коллег очень заинтересовала деятельность IT-лицея КФУ и системы дистанционного обучения, которые существуют в Казанском федеральном университете. Ещё одним результатом встречи стала обсуждаемая возможность подготовки учителей информатики КФУ с активным участием программ этого направления, разрабатываемых и используемых в Техническом университете Дрездена. Несмотря на то, что «русские» хакеры периодически взламывают секретные системы мировых правительств, мы не можем не согласиться с тем, что уровень подготовки программистов и учителей программистов в Германии на данный момент значительно выше, чем в России.

Однако это ещё не всё - во время этого визита исследования по направлению адаптации в современной школе детей мусульман-мигрантов в рамках проекта мультикультурной подготовки учителя были высоко оценены сотрудниками Центра интегративных исследований Технического университета Дрездена, и вскоре руководитель проекта мультикультурной подготовки учителя, профессор ИПО КФУ Венера Закирова и доцент Резеда Хайрутдинова планируют подписать меморандум о проведении совместных исследований с этим центром. Уже совместными усилиями немецких и российских учёных готовится подача заявки на грант Российского национального фонда на проведение международных исследований. Шансы велики, поскольку и проблема адаптации мигрантов в принимающих странах - на данный момент одна из самых острых во многих странах мира. И нахождение путей решения этой проблемы – важная составляющая социальной стабильности и благополучия общества. 

Источник информации: Дина Зарипова