07 декабря 2016
Профессор Университета Майами Дина Бирман посетила КФУ

Профессор университета Майами Дина Бирман примет активное участие в работе над направлением «Мультикультурная подготовка учителя» проекта САЕ «Учитель XXI века», реализацией которого занимается Институт психологии и образования КФУ. С российской стороны ответственность за «мультикультурную подготовку учителя» возложена на зав. кафедрой дошкольного и начального образования ИПО КФУ Венеру Закирову и её коллег с этой же кафедры.

«Мне очень интересна та тематика, которая разрабатывается сейчас учёными Института психологии и образования КФУ. Проблема мигрантов и их адаптации в мире находится на одном из первых мест, уступая, может быть, только терроризму и кризису мировой экономики. Ведь помимо различных социальных проблем адаптации в новой стране, есть ещё и психологические с этим связанные проблемы. И всё это в совокупности приводит к возникновению сложностей во взаимоотношениях между принимающей стороной и самими мигрантами.

Но проблема не только в этом – для успешного «встраивания» в новую культуру с минимальными для себя потерями в первую очередь необходимо знание языка принимающей страны, определение и возможное изменение своей этноидентичности и изменение своего «поведения» в соответствии с особенностями принимающей страны. Ведь хотим мы того или нет, но наше поведение и привычки меняются при длительном пребывании в другой стране. Пусть за пару недель в статусе туриста никаких изменений с вами не произойдет, но за 5 лет обучения в иностранном вузе, например, вы, скорее всего, на выходе будете «немного иностранцем» для своих соотечественников»,  – говорит Дина Бирман о тематике своих исследований.

Также она рассказала, что очень важную роль в системе адаптации мигрантов, как зрелых мужчин и женщин, так и детей, подростков и пожилых людей, играют социальные, образовательные учреждения, система социально-психологической поддержки мигрантов. Дина Бирман также подчеркнула, что процессы акультурации для взрослых и детей мигрантов будет отличаться.

Разделяя процессы инкультурации – освоения культурных норм и принципов своей страны, и акультурации – принятия культурных и социальных норм новой культурной среды, Дина Бирман в свой открытой лекции в Институте психологии и образования КФУ 6 декабря говорила о том, что у детей-мигрантов акультурация и инкультурация могут идти параллельно и даже сливаться в единый процесс. Это связано с тем, что развитие и становление личности у них ещё не закончилось, поэтому они более способны к восприятию и усвоению чужих культурных норм и принципов. У взрослых мигрантов инкультурация уже произошла в детско-подростковом возрасте, и сформировались достаточно чёткие социальные установки и определённая картина мира - за счёт этого и акультурация проходит медленнее и сложнее.

«Часто бывает так, что быстро освоившие чужой язык и порядки дети мигрантов вынуждены заполнять документы и отвечать на вопросы работников социальных и миграционных служб за своих родителей. Иногда доходит до смешного – на родительских собраниях в школах дети являются посредниками диалога между своими родителями и учителем. Представляете, как себя в это время чувствует ребёнок, учитель и родители», – прокомментировала реальную ситуацию Дина Бирман.

Надо отметить, что казанские учёные из Института психологии и образования КФУ уже представили профессору Университета Майами несколько своих научных проектов по тематике адаптации мигрантов и мультикультурной подготовке учителя – это исследование по выявлению этнических и конфессиональных установок у педагогов общеобразовательных школ Татарстана и по разработке психолого-педагогических методов их корректировки и трансформации. Эта тема особенно заинтересовала Дину Бирман, но работа только началась – это ее первое знакомство с научными проектами учёных КФУ.

Как рассказала сама профессор Бирман, в этот приезд она только начинает осваиваться в том материале, который в качестве презентаций ей предоставляют для её исследований. Что-либо более конкретное можно будет сказать ближе к маю следующего года, когда запланирован второй визит Дины Бирман в КФУ. Это произойдёт в рамках её участия в III Международной конференции по вопросам модернизации педагогического образования, организуемой Институтом психологии и образования КФУ. Но уже сейчас можно сказать, что у совместной работы американских и казанских учёных по этому направлению достаточно многообещающее будущее - особенно с учётом актуальности проблематики и динамики мировых миграционных процессов. 

Источник информации: Дина Зарипова, фото: Инна Басырова