05 декабря 2016
В Институте психологии и образования КФУ обсудили модель противодействия терроризму и экстремизму

Ведущие психологи республики, представители Аппарата Президента Республики Татарстан, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства чрезвычайных ситуаций, Министерства труда и занятости, а также психологи муниципальных образований Республики Татарстан постарались сформулировать вариант решения проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Круглый стол был организован руководителем НОЦ практической психологии, этнопсихологии и межкультурных коммуникаций доцентом Эндже Латыповой.

Интересные предложения на круглом столе прозвучали от имени ученых Института психологии и образования КФУ – проф. Лилии Фахрутдиновой, проф. Александра Прохорова, проф. Леонида Попова, доц. Эндже Латыповой. Именно они говорили о теории неравновесных состояний человека, психологических травмах, системной работе с каждым человеком в отдельности, о необходимости привлекать к психологической работе с экстремистами людей, обладающих жизненным опытом, о необходимости разработки технологий, направленных на изменение экстремистского сознания, системы ценностей людей, опасных для общества.

Одной из основных проблем в этой области (как отмечали многие присутствующие на заседании), является то, что уровень подготовки современных психологов негосударственных вузов Татарстана на данный момент недостаточен для работы с потенциальными экстремистами и террористами. А опыт КФУ в подготовке таких специалистов сейчас является наиболее успешным, что также отметили представители министерства чрезвычайных ситуаций. – Многих студентов-психологов приглашают на специальные курсы подготовки к работе именно в этой сфере.

Как отметила и сама Эндже Латыпова, решение проблемы, связанной с развитием необходимых компетенций, - в обучении психологов на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовки, семинарах. Тем более что практикующие психологи из районов РТ уже на круглом столе проявили большой интерес к программам повышения квалификации.

В связи с этим уже подготовлены 4 программы:  

1. «Коммуникативный тренинг с учетом культурных особенностей для специалистов, работающих в области антитеррористической и антиэкстремистской деятельности».

2. «Методы и техники по работе с детьми и подростками, молодежью по профилактике экстремизма и терроризма».

3. «Методы и техники психологической работы для специалистов, работающих в области антитеррористической и антиэкстремистской деятельности, а также по работе с молодежными лидерами общественных организаций».

4. «Психологическое консультирование лиц, затронутых распространением религиозного радикального течения».

Учёные Института психологии и образования КФУ разработали и представили на круглом столе новую модель противостояния терроризму и экстремизму. Экстремизм является системным явлением и проявлением внутрисистемных (например, внутригосударственных конфликтов), межсистемных (например, межгосударственных конфликтов) и метасистемных (например, глобальное управление подсознанием через Интернет).

Лилия Фахрутдинова подчеркнула, что за любым конфликтным действием стоит противоречие между интересами, потребностями, мировоззрением, нормами, правилами, принципами, обычаями, традициями различных социальных групп и организаций.

«Противостояние экстремизму и терроризму состоит в стратегическом и тактическом подходе к формированию общества, устойчивого к экстремизму и терроризму», - добавила профессор Фахрутдинова.

Такой подход включает:

- исследования состояния людей и общества в целом на устойчивость к проявлению экстремизма, выявлению системной предрасположенности к экстремизму, готовности отдельных людей к экстремистскому поведению или противостоянию экстремистским воздействиям;

- построение (на основании данных диагностики) модели развития общества с учетом его устойчивости к проявлениям терроризма и экстремизма;

- разработку мер по профилактике экстремизма в обществе и формированию общества, устойчивого к экстремизму.

На основе всего этого делаем вывод, что начиная с первого курса, необходимо тщательно готовить студентов к прохождению психологической практики, соответственно ведомства и учреждения должны принимать их у себя и обеспечивать всей необходимой информацией.

От работодателей должен идти встречный процесс, чтобы к 4-му курсу студенты знали, где они будут работать и были готовы соответствовать вызовам времени. И это касается не только студентов, но и преподавателей. У преподавателя должно быть четкое представление, чему и для чего он учит студента, на какое место он его готовит. Ученые также должны стажироваться, совершенствуя свой опыт, набирать материал для научных исследований. Соответственно под основные научные темы должны подтягиваться темы курсовых и дипломных работ студентов. Должна формироваться общая вертикаль.

Вся эта работа в комплексе даст нам понимание того, как нам корректировать образовательные программы. У кого-то что-то есть, у кого-то - нет. Одним нужно одно, другим другое. Что-то мы можем нарастить в рамках дополнительного профессионального образования.

Участники отметили, что сейчас Министерство образования и науки России очень активно перестраивается: они готовы слушать предложения, в том числе и Национального антитеррористического комитета. Для этого нам нужны конкретные предложения о том, что именно нужно практикам и как это поэтапно развернуть в программах непрерывного образования. Понятно, что это будет не быстро, но без постановки стратегических целей мы не сможем ничего сделать.

В заключение руководитель Аппарата Антитеррористической Комиссии в Республике Татарстана И.Ш.Галиев предложил еще раз встретиться 3 февраля 2017 года для продолжения начатого обсуждения.

Источник информации: В.Ф.Габдулхаков