24 ноября 2016
"Истинная красота не в пейзажах Италии или взгляд на Германию с другой стороны"

«Доля студентов низка. К сожалению, публику этого возраста мы потеряли».                   

Недавно я прочитала эти слова в одной из казанских газет. В той статье шла речь о том, что студенты редко посещают музеи. Справедливо будет заметить, что новость о том, что мы посетим лекторий в центре «Эрмитаж-Казань», все студенты нашей группы восприняли с радостью. После бурных дискуссий на тему выбора лекции, мы остановились на теме «Немецкие художники XIX века. Бегство от мира. Художники романтизма». Выбор очевиден – в университете нашим основным языком является немецкий. Богатство и насыщенность языка черпают свое начало в культуре, именно поэтому нам было интересно и полезно узнать подробнее о немецкой культуре. 

Первый художник, в мир которого нам помогла погрузиться специалист в области немецкого, голландского и фламандского искусства Светлана Викторовна Мурашкина, поразил образностью своих идей. Каспар Давид Фридрих – один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии. Родившись в семье мыловара, потеряв близких в раннем возрасте, Фридрих прошел тернистый путь, восхищая общество своим творчеством. Стоит отметить, что Эрмитаж владеет достаточным количеством работ данного художника, потому что Николай I уважал его творчество и лично покупал его работы. 

Он ни разу не выезжал за границу Германии, не стремился поехать вслед за всеми художниками в Италию, он любил свою страну, порой кажется, что он видел ее такой, какой не видел никто. Рисуя пейзажи, на которых ничего не происходит, на которых нет водопадов и снежных вершин гор, он завораживал каждого, кто взглянет на его картину. "Я убежден, что при его таланте можно изобразить какую-нибудь квадратную милю бранденбургского песка с барбарисовым кустом, на котором одиноко нахохлилась ворона, и эта картина произведет поистине оссиановский или козегартеновский эффект", - писал Генрих фон Клейст. Он был против шаблонов, он рисовал такие картины, что, когда смотришь на них, складывается ощущение, что ты – главный герой. Прежде тем, как перейти к другим художникам, о которых нам рассказали сегодня, не могу не обратить внимание на знаки и образы в его картинах. Смотря на некоторые его произведения, можно заметить дубы. Они играли большую роль в сознании людей того времени. Дубы росли на местах, где великие люди проявляли свою храбрость. Например, после того, как квадрига, увезенная Наполеоном во Францию, была возращена в Германию, лавровый венок был заменен на дубовый. В ряду с дубом стоит другое «знаковое» дерево – ель. Если обратиться к картине «Стрелок в лесу», мы можем заметить, какую важную роль играют эти деревья на ней: они мужественно окружают стрелка, оберегая жителей. На картине «Зимний пейзаж с церковью» ели повторяют очертания церкви вдали. Ну и последнее, о чем бы мне хотелось упомянуть, рассказывая о Каспаре Давиде Фридрихе, - его любовь к жене. Он говорил, что если рисует женщин, он чаще всего передает им образ именно своей жены – других он рисовать не может. Во время их свадебного путешествия, им была написана картина «Меловые скалы на острове Рюген». Учитывая, что они были вдвоем, происхождение третьего человека на холсте остается загадкой, но это уже совсем другая история. Рассказ о нем хотелось бы завершить его цитатой: «Художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит внутри себя». 

Второй художник, о котором мы узнали, родом из Вольгаста. Филипп Отто Рунге, работавший над мистико-философским живописным замыслом, поразил нас своим творчеством не меньше, чем первый художник. Познакомившись в Гамбурге с Гёте, увлекся учением о цвете. Помимо этого, мы можем наблюдать за литературным аспектом его произведений, который сочетался с его аналитическим взглядом. Как и предыдущий художник, он был увлечен своей женой и очень любил ее, посвящая ей свои работы. Философская глубина мысли, озабоченность за судьбу человека, восхищение богатством и красотой родной природы отличают произведения Филиппа Рунге. К сожалению, Рунге не стало совсем рано. 

Тем временем, наша лекция подходила к концу, после Рунге мы окунулись в совершенно другой взгляд на окружающий мир. Назарейцы - группа немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса. Известны полотнами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стилизованными под итальянское искусство XV века. 

Подводя итог, хотелось бы поблагодарить центр «Эрмитаж-Казань» и Светлану Викторовну Мурашкину за возможность погрузиться в мир искусства, в Германию XIX века, познать тайны и видения общества того времени.


Маршева Анастасия, гр. 04.3-610

Высшая школа иностранных языков и перевода


Цикл лекций, посвященный одному из самых оригинальных районов Парижа, Монмартру, где в тесном общении и взаимопонимании сосуществовали представители различных видов искусства, вызвал живейший интерес у будущих специалистов в области лингвистики и международных отношений. Модильяни, Клодель, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Мане, Бурдель и многие другие -такие разные и такие похожие, стали ближе и понятнее со своими непростыми характерами, упрямством, вдохновением, ипохондрией, взрывными темпераментами благодаря таким лекциям.

Ныне один из самых дорогих и респектабельных кварталов столицы мира, Монмартр конца XIX – началаXX века, несмотря на свою кричащую бедность - это особый мир – богемный, стильный, бунтарский, легкий, но отнюдь не праздный. Монмартр лишен предрассудков, не скован академическими рамками, он научил мир быть свободным, и в этом отчасти он сродни духу студенчества.

Своими впечатлениями делятся студенты ИМОИиВ.

Аяжан, г.Актобе, Казахстан: «Лекция была очень интересной, увлекательной. Я узнала для себя много нового, и тем самым расширила свой кругозор. Молодое поколение должно культурно развиваться. И такого рода лекции замечательная возможность стать чуточку эрудированнее».

Артем, г. Ульяновск: «Много интересных фактов и историй из жизни выдающихся личностей Франции».

Тимур, г. Бухара, Узбекистан: «Узнал много нового о творческой жизни Франции  XIX-XXвека, очень впечатлило».

Регина, г.Белоярский, Россия: «Замечательная лекция с превосходной подачей поведала нам о величайших районах Парижа – Монмартре и Монпарнасе. Интересные и продуктивные часы моей жизни, потраченные не зря».