24 ноября 2016
В школах РТ хотят ввести уроки геологии

В КФУ обсудили пути развития географического  образования в школах Татарстана.

Участниками первого образовательного семинара «Геологические знания в курсе школьной географии» стали почти полторы сотни учителей со всех школ республики.

Причиной, по которой главных идеологов одной из самых романтичных школьных дисциплин на целый день оторвали от учебного процесса, стала необходимость оптимизировать подготовку школьников к олимпиадам по географии. Наиболее эффективным способом решения проблемы в республике считают внедрение в школьный курс географии элементов геологии – науки более «приземленной» и оттого более интересной. Неслучайно в качестве площадки для семинара был выбран Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ – один из главных популяризаторов детского геологического движения в Татарстане.

«В последние годы в нашей республике делается очень многое для популяризации геологии среди школьников. Это и расширяющееся движение юных геологов, и различные конкурсы и олимпиады, кружки. Мы даже добились уже значимых результатов на самых разных уровнях – буквально несколько месяцев назад сборная Татарстана вернулась с триумфом с Казахстанской открытой олимпиады юных геологов. Весомый вклад в этот успех внес Казанский федеральный университет, издавна славящийся своими традициями в науке о земле», - отметил, приветствуя участников семинара, заместитель министра образования и науки РТ Ильдар Мухаметов.

Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ является не просто центром ответственности за методическое руководство детско-юношеского геологического движения в республике. В Институте работает Школа юного геолога «Селенит», в которой ежегодно проходят обучение порядка 70-80 казанских школьников. Для остальных районов республики занятия проходят дистанционно, в формате видеоконференции. Несколько раз в году (как правило, во время каникул) проводятся сборы на базе ИГиНГТ КФУ.  Также воспитанники Школы юного геолога принимают участие в  республиканских, всероссийских и международных геологических олимпиадах и конференциях. И, конечно же, в Институте периодически проходят курсы повышения квалификации для учителей.

«Коллеги, мы здесь собрались по инициативе КФУ, и это неудивительно – в университете действительно переживают за географическое образование. За годы сотрудничества с преподавателями вуза, думаю, многие в этом убедились. Поэтому хочу выразить благодарность руководству КФУ и лично Институту геологии за возможность вновь собраться здесь и обсудить насущные проблемы. Но в первую очередь, я хочу обратить ваше внимание на то, что многое зависит от нас с вами. Будьте открыты для диалога, не скрывайте ваших проблем – они есть у всех, и тогда мы добьемся успеха», - призвала участников семинара начальник Управления общего образования Министерства образования и науки РТ Тамара Фёдорова.

В настоящий момент в геологическое движение вовлечено около 2000 школьников по всему Татарстану. В КФУ уверены, что эта цифра могла быть в разы больше. Однако проблема в том, что география теряет свои былые позиции – сигнализируют об этом и небольшое количество желающих сдать ЕГЭ по географии, и не самый высокий конкурс в ИГиНГТ. Вернуть интерес школьников к контурным картам и глобусам можно лишь освежив школьный курс. Отличный способ сделать это – «углубить» его во всех смыслах, а именно - внести элементы геологии. В некоторых школах уже открыли кружки по геологии, однако, по признанию самих учителей, этого мало. Поэтому одним из предложений, которые были выработаны по итогам семинара, стало введение в школьную программу геологии как полноценной дисциплины.

Источник информации: Александр Александров, Институт геологии и нефтегазовых технологий