31 октября 2016
Профессор Технического университета Дрездена - о сходствах и различиях российских и немецких учителей

В Институте психологии и образования КФУ подвели итоги визита преподавателей из Технического института Дрездена.

На днях, в рамках рабочего визита в Казанский федеральный университет научной делегации из Технического университета Дрездена, в Институте психологии и образования КФУ прошла серия семинаров, посвященных вопросам подготовки и обучения педагогов в России и Германии.

Первый день был посвящён вопросам российской системы образования, разработкам учёных Института психологии и образования КФУ, российским стандартам педагогического образования, где профессора Айдар Калимуллин, Роза Валеева и доцент института Надежда Телегина представили результаты научной работы института. Второй день был посвящён вопросам немецкой системы образования и подготовки учителей в Германии. Профессор Института образования Технического университета Дрездена Аксель Герман в своём выступлении рассказал об особенностях подготовки учителя в своей стране. И, как оказалось, разница в подготовке учителей в наших странах существенная.

«Меня сильно поразила система «Учитель XXI века», когда изменяется сразу и подготовка учителей, и другие аспекты образования, и сама система образования. В Германии пока такое невозможно, поскольку у нас немного другие принципы организации образования, но мы сейчас как раз и ищем возможности для изменения нашей системы в Дрездене», - рассказал в интервью Аксель Герман.

Во время своего визита в КФУ немецкие учёные посетили Лицей им. Н. Лобачевского и поприсутствовали на нескольких уроках, которые проводили педагоги Лицея. Как отметил профессор Герман после посещения этого учебного заведения, в Германии существует только одна школа такого типа, где учителя одновременно являются сотрудниками университета и параллельно ведут научную деятельность, проводят исследования. И это говорит о высоком уровне подготовки и компетентности учителей Лицея им. Н. Лобачевского.

«Если не считать единственного такого прецедента, отсутствует опыт объединения школы и университета под одной крышей», - добавил Аксель Герман.

Надо отметить, что разница в системе подготовки учителей в России и Германии заключается ещё и в том, что в каждой из 16-ти земель Германии существуют свои стандарты и программы образования, а это означает, что после окончания школы в одной из федеральных земель вчерашний школьник чаще всего не может поступить в вуз на территории другой земли – требования вуза не соответствуют тем образовательным стандартам, которые приняты у него на родине.

Иными словами, в Германии отсутствует единая система образования с общими принципами и правилами подготовки специалистов, но немцы понимают всю проблемность такого положения, и в последние годы в Германии идёт активная работа по реформированию сферы образования как таковой. В том числе, с этой целью делегация учёных во главе с профессором Германом и посетила Институт психологии и образования КФУ для обмена опытом и изучения новых направлений работы в сфере подготовки учителя.

Также Аксель Герман отметил, что в Германии пока нет таких курсов повышения педагогической квалификации, как в России. Его удивило то, что в России по образовательному стандарту предполагается каждые пять лет проходить обучение с учётом самых последних образовательных тенденций, после чего преподаватель переходит на новый уровень профессионализма, что определяет новые границы его дохода. В Германии есть единый стандарт подготовки учителя, который уже не изменяется.

«Возможно, это связано с тем, что немецким учителям дают сразу все необходимые знания, умения и навыки и дополнительные курсы им просто не нужны. У нас повышение своей педагогической грамотности – это личное дело каждого отдельного педагога, и оно относится, скорее, к сфере самообразования», - отметил профессор Герман.

Также для обмена педагогическим опытом в рамках меморандума, который был подписан на днях представителями Института психологии и образования КФУ (Айдаром Калимуллиным) и Технического университета Дрездена (Акселем Германом), в ближайшее время планируются обмен преподавателями между двумя университетами и общие научно-исследовательские проекты. Нельзя забывать и об организации работы международного центра мультикультурной подготовки учителя, что является одним из направлений международной работы в рамках проекта «Учитель XXI века» совместно с Техническим университетом Дрездена и университетом Глазго.

Меморандум предполагает длительное сотрудничество между КФУ и Техническим университетом Дрездена, и уже весной следующего года Аксель Герман планирует вернуться в Казань для определения дальнейших совместных планов с учеными Института психологии и образования КФУ по разработке этого международного проекта. А пока всё только начинается. 

Источник информации: Дина Зарипова