07 октября 2016
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ "Высшая школа экономики" Виктор Болотов - о перспективах развития татарстанской системы педагогического образования

6 октября 2016 года в Институте психологии и образования КФУ состоялся круглый стол по вопросам развития системы современного образования в России. 

Одной из ключевых фигур этого заседания, безусловно, можно считать Виктора Болотова - бывшего руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), бывшего заместителя министра образования РФ. Научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, академика Российской академии образования. Виктор Болотов также является одним из «отцов» ЕГЭ.

В работе «круглого стола», помимо Виктора Болотова и директора Института психологии и образования КФУ Айдара Калимуллина, приняли участие представители образовательных структур из разных городов России.

Стоит упомянуть, что это событие проходило в рамках курсов повышения квалификации для многопрофильных университетов России, осуществляющих подготовку педагогов, который в эти дни радушно принимает КФУ и в частности Институт психологии и образования.

На заседании были обсуждены темы, связанные с федеральным проектом модернизации педагогического образования в России. Надо отметить, что КФУ стал одним из семи вузов страны, в которых реализовывается второй этап этого крупного федерального проекта.

Итогом встречи в Институте психологии и образования КФУ стало выделение отдельных проблем системы педагогической подготовки и педагогического образования в России, определение состава рабочих групп по разработке обозначенных проблем с уточнением их координаторов по регионам.

Как отметил по окончании круглого стола Виктор Болотов, он положительно оценивает ту ситуацию, которая сейчас наблюдается в Татарстане относительно системы подготовки учителя, т.е. в системе педагогического образования в классических вузах. Также он отметил то значение, которое руководство республики придаёт вопросу улучшения качества образования и системы образования по Татарстану в целом, что наблюдается далеко не во всех регионах страны, заметил Виктор Болотов.

По его словам, ректор крупнейшего вуза Татарстана Ильшат Гафуров со своей стороны делает всё - и даже больше -  для повышения качества подготовки педагогов по новым федеральным проектам, которые разрабатываются в стенах КФУ. Речь идёт о крупном проекте модернизации педагогического образования и федеральном проекте САЕ «Учитель XXI века». Реализацией этих проектов в КФУ занимается Институт психологии и образования КФУ под руководством Айдара Калимуллина, чью работу также отметил Виктор Болотов.

Он также почеркнул, что  большое количество различных образовательных программ подготовки педагогов по самым различным направлениям – это одно из главных преимуществ системы педагогической подготовки в Татарстане.

Не осталась без внимания и работа отдельных образовательных учреждений – Виктор Болотов высоко оценил уровень IT-лицея при КФУ:

«Я искренне завидую ребятам, которые уже учатся или только ещё будут учиться  в этом лицее – они попали в хорошие руки в хорошем месте. Замечательный директор и замечательные преподаватели лицея».

Надо добавить, что на днях в  лицее состоялся урок, который для учеников восьмого класса провёл робот-преподаватель под наблюдением второго преподавателя, уже человека. Робот выполнял функции помощника учителя. На этом уроке дети должны были научиться моделировать и прорабатывать навыки создания отдельных элементов по направлению робототехники.

Опыт Татарстана берут на вооружение многие регионы России. На этот фактор влияет и успешность развития системы образования Татарстана, и количество олимпиадников, и повышение за последние годы среднего проходного бала по ЕГЭ в целом по региону и многое другое.

На вопрос о билингвальном и поликультурном образовании в Татарстане Виктор Болотов ответил следующее:

«Моё мнение - если человек живёт в стране, где присутствуют сразу два государственных языка, то он должен уметь разговаривать на обоих этих языках. Другое дело, на каком уровне он должен это делать. Думаю, что изъясняться с использованием "тонких" литературных оборотов учить его разговаривать не стоит, если для него этот язык не родной; но на уровне возможности простой коммуникции он этот язык знать обязан и это вопрос не только языкового, но и культурного уровня».

Кстати, один из вопросов, которые обсуждались на круглом столе в Институте сихологии и образования КФУ, касался  обучения в  российских школах детей мигрантов, что сопряжено с некоторыми трудностями преподавания, поскольку культурные, языковые различия могут препятствовать в этом случае пониманию и усвоению школьных программ.

С учётом современных миграционных процессов в мире и в России в частности, обучение детей мигрантов становится актуальной задачей, однако чёткой и систематизированной работы по этой проблеме пока не ведётся. О возможности выработки таковой и говорилось в рамках проведённого в КФУ круглого стола.

Также, по окончании заседания,  куратором  по нескольким  сформулированным  на нём проблемам был назначен Институт психологии и образования КФУ в лице заместителя директора ИПО КФУ Розы Валеевой. Она будет курировать ход выполнения поставленных ппред рабочими группами задач и согласовывать их деятельность с рабочими группами других вузов России по программам модернизации педагогического образования.

И, поскольку сейчас Институт психологии и образования КФУ активно занимается реализацией ещё одного крупного федерального проекта САЕ - «Учитель XXI века», мы не могли не задать Виктору Болотову вопрос о том, какими основными качествами, на его взгляд, должен обладать учитель XXI века.  На это Виктор Александрович улыбнулся и сказал, что для полноценного ответа на этот вопрос требуется не один час в состоянии непрерывного монолога, но если очень сильно обобщить, то «учитель XXI века должен, в первую очередь, думать об индивидуальном развитии  каждого ребёнка. Он должен уметь работать на индивидуальный прогресс каждого ребёнка, который попадает в его руки. Он должен думать, как  именно вот этот конкретный ребёнок должен продвигаться вперёд в своём развитии, как этот ребёнок должен "прибавлять» после взаимодействия с ним учителя».

Работа по формированию программы подготовки  такого учителя уже всерьёз ведётся в КФУ при поддержке правительства РФ и РТ, Российской академии образования и министерства образования как России, так и Татарстана. 

Источник информации: Дина Зарипова