03 октября 2016
Кому принадлежит искусство?..

29 сентября 2016 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ состоялось заседание художественно- литературного салона «Ренессанс». Напомним, этот проект кафедры дизайна и национальных искусств (зав. кафедрой к.п.н. доцент Расых Салахов) существует уже пятый год и регулярно знакомит гостей и участников салона с самыми примечательными событиями художественной жизни Казани.

Темой заседания, открывшего сезон 2016-17 года, стала актуальная проблема, волнующего творчества со времени появления группы людей, профессионально занимающихся творчеством – кому принадлежит искусство? Тому, кто его создает? Или тому, кто заказывает произведение и оплачивает труд художника и забирает картину как свою собственность? Или тому, кто ею благодарно воспринимает, интерпретирует и «присваивает» себе ею образ?

Вот на эти философские вопросы должны были искать ответы постоянные ведущие салона преподаватели кафедры дизайна и национальных искусств ассистент Зухра Гаптраупова и доцент Михаил Яо. Гостями салона стали главный хранитель Международного института антиквариата Елена Власова, архитектор-проектной мастерской ASG. Альбина Хайруллина, архитектор-реставратор Степан Новиков, главный редактор журнала «Мир искусств» Светлана Бородина, музыканты коллектива «STUDIO» под управлением Татьяны Гордеевой.

По традиции началу работы салона предшествовало открытие выставки в выставочном зале ИФМК им. Льва Толстого КФУ «Манзара». Зрителями было предложено ознакомиться с проектом реставрации зданий исторического центра. Название выставки «Дизайн – код тысячелетнего города» подчеркнуло особую значимость этой работы, инициированную Президентом республики Рустамом Миннихановым.

Спасение, а именно так следует называть первый этап реставрации зданий, многие годы стоявших без окон, дверей и даже кровли, осуществлены реставраторы Казани, представители которых открывали выставку. Альбина Хайруллина напомнила участникам о том, какими темпами шла эта работа, которую журналисты назвали «500 дней» - город спешил преобразиться к началу Универсиады – 2013. А Михаил Яо обратил внимание гостей на то, что проекты, выставленные в галерее, помогают впитать определенный архитектурный язык старой Казани. Гуляя по городу, редко может охватить здание одним взглядом – запоминаются фрагменты: наличники, колонны, карнизы… А фрагменты позволяют воспринимать ритм, форму архитектурных объектов, действительно, дизайн-код, определяющий принципы формирования среды. Будущим дизайнерам – студентам ИФМК предстоит именно в этой среде проектировать рекреационную зону, создавать рекламные объекты и т. д, поэтому очень важно воспринять и усвоить ее специфику.

Предметы искусства ждали участников салона и непосредственно в актовом зале – были выставлены последние произведения, вышедшие из реставрационных мастерских Международного института антиквариата. Это картины XVIII века, купленные на европейских аукөионных и пополнившие коллекөию Большого собрания изящных искусств ASG.

Главный хранитель МИА Елена Власова рассказала о том, как проходит реставрация живописи, какие вопросы решает реставрационный объект и в формате слайд-шоу раскрыла технологию восстановления картин, позволяющую в конце концов увидеть произведение таким, каким ею задумал и создал автор, пусть с этого дня и минуло три века.

Главный редактор журнала «Мир искусств» Светлана Бородина обратила внимание студентов на великолепному росту произведения «Женской портрет» немецкой школы XVII в. Образец декоративно-прикладного искусства редко- рама- остается на старинных произведениях, и приходится создавать её заново, и здесь открывается поле возможностей для дизайнера –сделать как можно старинной рамы, сделать свой образец, но в историческом стиле. Опыт сотрудничества МИА и студентов ИФМК в этом направлении – создание базы данных рам различных течений и школ – уже существует.

Архитекторы Альбина Хайруллина и Степан Новиков рассказали о создании научных проектов реставрации – как архитектор решает задачи воспоминания утрат, обеспечения зданию возможностей реставрации – то есть использования для жизни  в обновленном облике. Имеющийся опыт восстановления объектов в Казани и Подмосковье позволяет делиться секретами реставрации на страницах журнала «Мир искусств».

- А нет сожаления, что проделав огромную работу, вы все равно остаетесь в тени имени  создателя дома? – спросили зрители. Гости ответили, что их профессиональной задачей станет максимальное сохранение творения архитектора прошлого. К тому же научный материал реставрации и проектные решения остаются в публикациях.

Студенты и преподаватели кафедры дизайна и национальных искусств хорошо знакомы с журналом «Мир искусств», директор ИФМК им. Льва Толстого профессор Радиф Замалетдинов и заведующий кафедрой доцент Расых Салахов является авторами и членами Общественного совета журнала. За три полных года существования «Мира искусств» в нем публиковались результаты исследовательских и творческих проектов студентов. Требование к ним одно – они должны быть связаны с тематикой собрания, но учитывая широту коллекций – картины, скульптура, часы, фарфор, серебро, бронза – это требование дизайнеру или художнику абсолютно не трудно.

Итак, кому же все-таки принадлежит искусство? В конце вечера участники были уверены, что искусство, побывавшее в гостях у «Ренессанса», принадлежит им, каждый унес в благодарной памяти свой образ, тему, ноту, на которую отозвалось его сердце.

Источник информации: Ирина Хоменко