28 сентября 2016
Фундаментальные проблемы психологии возможно решить при помощи генетики

Юлия Ковас, профессор генетики и психологии университета Голдсмит (Лондон, Великобритания), руководитель международного центра изучения развития человека  Томского  государственного университета (Томск, Россия), представила на II Международной конференции «Наука будущего»  в Казани результаты своих исследований в рамках крупного международного интердисциплинарного проекта по изучению закономерностей и особенностей развития человека.

Нужно помнить, что развитие человека происходит в самых разных плоскостях и касается не только физических параметров. Развитие охватывает и социальную и психическую, и морально-нравственную, и интеллектуальную сферы жизни человека. И очевидно, что все эти сферы влияют друг на друга,  в той или иной степени изменяя  общий ход развития человека.

Исследования Юлии Ковас затрагивают не только уже перечисленные сферы, но и более глубокие уровни генетических изменений в процессе жизни. Эти исследования сама профессор в своём интервью относит к  генетике поведения, т.е. к поиску и установлению связей между определёнными сочетаниями генов и возможными разновидностями поведения и возникновением определённых качеств у человека.

Исследовательская группа под ее руководством занимается изучением генетического состава и его вариаций  на примере наблюдения за развитием близнецов – то есть реализует так называемый «близнецовый метод исследования».

«Исследования по проекту вот уже больше десяти лет являются одним из основных моих научных интересов, - рассказала Юлия. - В первую очередь, меня интересует всё то, что относится к образованию – дошкольное, школьное, высшее, послевузовское и т.д. Именно тот аспект, который определяет характеристики  качества, успешности образования для каждого человека в отдельности».

Другими словами, у каждого человека свой уровень мотивации к обучению, своя скорость усвоения материала, свои способности по  его обработке и анализу и т.д. Задача исследовательской группы профессора Ковас - по возможности точно найти и охарактеризовать обнаруженные связи между группами генов и возможными зависящими от них поведенческими проявлениями у человека, его качествами и т.д.

«Моя задача – изучение и поиск возможных генетически обусловленных закономерностей и особенностей развития способностей к  обучению, в первую очередь. На базе этих исследований в дальнейшем можно будет индивидуально подбирать такие образовательные программы, которые будут эффективны в каждом конкретном случае их использования», - пояснила профессор.

Планируется, что такой подбор будет осуществляться с учётом индивидуальных генетических предрасположенностей и предпосылок другого рода: это и социальные и психологические и другие особенности развития, и множество других факторов.

В глобальном масштабе планируется собрать максимально полную базу описанных и проанализированных генно-фенотипических связей человека. Близнецовый метод исследования предполагает длительный период  работы, поскольку наблюдение проводится от рождения близнецов и на протяжении, при  благоприятных условиях, всей дальнейшей жизни.

Таким образом, о конечных результатах говорить пока рано. Предполагается, что первые существенные плоды исследование даст через несколько лет.

Юлия Ковас подчеркнула, что  прогнозировать склонности к какому-либо виду деятельности или же наличие способностей к чему-либо по наличию определённой генной комбинации пока нельзя, но, скорее всего, в будущем это станет возможным. Однако, добавила исследователь, это можно будет сделать только на момент данных средовых условий. Это замечание важно, поскольку на работу генов большое влияние имеет и средовая реальность: одни и те же гены в зависимости от условий среды могут проявить или не проявить свою активность.

Учёный также отметила, что в перспективе может появиться возможность, создавая определённые условия среды, активизировать или, наоборот, блокировать генетически-обусловленные личностные характеристики.

На нынешнем  этапе в исследовании уже задействовано порядка десяти стран, информация о развитии близнецов поступает из лабораторий Англии, Ирландии, Шотландии, Китая, Японии и других стран. И вопрос о важности эти исследований не подлежит сомнению.

Для справки: Близнецовый метод заключается в изучении закономерностей наследования признаков в парах одно- и двуяйцевых близнецов. Он предложен в 1875 г. Гальтоном первоначально для оценки роли наследственности и среды в развитии психических свойств человека. В настоящее время этот метод широко применяют в изучении наследственности и изменчивости у человека для определения соотносительной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических. Он позволяет выявить наследственный характер признака, определить пенетрантность аллеля, оценить эффективность действия на организм некоторых внешних факторов (лекарственных препаратов, обучения, воспитания). Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипов. Монозиготные близнецы, развивающиеся из одной оплодотворенной яйцеклетки, генетически идентичны, так как имеют 100% общих генов. Поэтому среди монозиготных близнецов наблюдается высокий процент конкордантных пар, в которых признак развивается у обоих близнецов. Сравнение монозиготных близнецов, воспитывающихся в разных условиях постэмбрионального периода, позволяет выявить признаки, в формировании которых существенная роль принадлежит факторам среды. По этим признакам между близнецами наблюдается дискордантность, т.е. различия. Напротив, сохранение сходства между близнецами, несмотря на различия условий их существования, свидетельствует о наследственной обусловленности признака.

Источник информации: Дина Зарипова
Комментарии
биолог 29.09.16, 21:02
Юлия, передвай от меня привет своему шефу - Роберту Пломину )))