Модератор Екатерина Игоревна Викулина рассказала участникам Фестиваля про культурологические подходы к анализу массового кинематографа.
Екатерина Викулина является экспертом в области анализа массовой культуры и медиа (РГГУ, НКО центра научной и культурной коммуникации в Риге), а также известным фотохудожником, искусствоведом, членом жюри Московского кинофестиваля. Уже в самом начале мастер-класса Екатерина Игоревна подчеркнула, что уникальность данного мастер-класса в том, что анализ массового кинематографа будет произведён с позиции культурных исследований, позволяющих выйти за рамки традиционного киноведения. Таким образом, фильмы выступают неким свидетельством о вкусах или идеях своего времени.
В подтверждение своих слов Екатерина Игоревна привела цитату известного американского антрополога Гордона Грея, который утверждал, что «кино позволяет проследить исторические изменения, происходящие с эстетикой и стилем, составить представление о свойственных тому или иному времени и месту идеях и предубеждениях». Лектор познакомил слушателей с «марксистской теорией», суть которой заключается в том, что идеологические процессы представляют собой "надстройку" над экономическим базисом общества. Стоит задуматься, ведь и через фильмы доминирующие классы выдают свои частные интересы в качестве всеобщих. Стоит отметить существование не менее важной неомарксистской «критической теории». С этой точки зрения кино выступает как средство подавления, то есть фильмы помогают контролировать массы. Модератор привел также примеры из фильма «Киногид извращенца: Идеология» (2012), где словенский философ Славой Жижек интерпретирует сцены из фильмов с неомарксистской и психоаналитической позиций.
Екатерина Игоревна в качестве аналитического подхода выделяет и структурализм, основой которого являются бинарные оппозиции (хороший-плохой, слабый-сильный, мужчина-женщина). Лектор отмечает тот факт, что бинарные оппозиции помогают анализировать нарратив фильма. Немаловажно и то, что в более поздних исследованиях массовой культуры отмечаются и положительные стороны этого феномена.
Каждый факт, каждая теория, каждое направление было подтверждено кинопримером, что, поддерживало активность слушателей мастер-класса. Возможность высказать своё мнение, а также выслушать и проанализировать чужое – было неотъемлемой частью процесса. Так лектор подводит аудиторию к выводу, что кино, масс-медиа имеют, несомненно, большую роль в формирование наших стереотипов. Однако, как отмечает Екатерина Игоревна, «что как бы ни реалистично выглядели образы в медиа, они никогда не представляют мир напрямую. Это всегда конструкция, репрезентация, а не прозрачное окно в мир».
Почему Хогвартс – это идеальная школа – выясняли на практической части мастер-класса.
Мастер-класс под названием «Мечта о Хогвартсе: вымысел и реальность» модератор начала с вопроса о том, смотрела ли аудитория хотя бы один из цикла фильмов о Гарри Поттере. Только три человека из аудитории не видели ни одного фильма. Как оказалось, сегодняшний мастер-класс стал продолжением вчерашней темы о кинематографе. Учителя на практике попытались проанализировать фрагменты фильма по В.Я.Проппу.
В начале занятия Екатерина Игоревна начала с объявления хода работы, разделив его на три части: во-первых, сам анализ Проппа применительно к фильму о Гарри Поттере, во-вторых, групповая работа, заключающаяся в обсуждении мифологических и социальных аспектов фильма, в-третьих, общая дискуссия по поводу Российского образования в сравнении его со школой чародейства и волшебства Хогвартс.
Оратор озвучила и тот факт, что популярность серии книг о «мальчике, который выжил», уже в 2008 году оправдала себя продажей 400 миллионов экземпляров и была переведена на 67 языков. Кроме того, в этом году вышла восьмая книга писательницы Джоан Роулинг в продолжение нашумевшей франшизы, что делает эту историю интересной для многих критиков.
В ходе взаимодействия были выяснены причины, по которым ребёнок и взрослый человек хотят попасть в школу чародейства и волшебства. Это и идеальный мир со своими особенностями, это и многоуровневость изображения (в фильме мы видим и современный мир, и доисторическую эпоху Англии, и волшебных существ, и простых жителей, и волшебников, смешение и пересечние различных жанров повествования), и, наконец, это факультеты Хогвартса, куда юные волшебники выбираются в соответствии со складом характера: Гриффиндор (благородство и честь), Пуффендуй (трудолюбие и честность), Когтевран (мудрость и творчество) и Слизерин (хитрость и жажда власти).
После просмотра фрагментов из первой части фильма, участники мастер-класса попытались найти события, соответствующие классификации В.Я. Проппа. Они выявили такие события и функции как отлучение члена семьи их дома (поступление Гарри в Хогвартс, письмо), наличие антагонистов – соперников (семья Дурслей, семья Малфоев, Волан-де-Морт), победа над антагонистами. Все, кто сидел в аудитории, пришли к выводу, что многие фильмы можно проанализировать с помощью данной классификации.
В ходе второй части работы участники взаимодействовали в группах. Модератор разделила аудиторию на две группы, перед которыми поставила следующие задачи: первой группе необходимо было озвучить волшебные и мифологические аспекты, отраженные в жизни и быту волшебников, а вторая группа должна была выявить социальные проблемы, отраженные с помощью волшебных явлений. Участники с энтузиазмом подошли к выполнению заданий. Были озвучены волшебные явления и существа, обитающие на страницах книг: волшебные палочки, гоблины, заклинания, эльфы и многое-многое другое. Задание второй группы было посложнее, но и они справились с ним – выявили такие важные социальные проблемы как роль государства в образовании, смену политического режима, общественное неравенство…
Заключительной же частью мастер-класса стал просмотр фрагментов фильма с непосредственным изображением школы чародейства и волшебства. Участники обсудили то, как работает камера, что стремится показать режиссер, изображая Хогвартс. Но на повестке дня стоял главный вопрос: что не хватает современным школам, чтобы быть похожими на Хогвартс? В ходе дискуссии участники обсудили различные причины и дали свои варианты ответов.
Благодарная участница мастер-класса Сыркина Елена Васильевна - учитель русского языка и литературы (г.Бугульма) - поделилась с нами своими впечатлениями: «Я второй год участвую в данном Фестивале и в этот раз приехала сюда с целью получить новые знания. Здесь встречаешься с исключительными личностями, у которых интересный взгляд на жизнь. И мы принимаем их опыт, либо противопоставляем свои идеи, но в любом случае происходит синтез, в результате которого рождается что-то новое. Я посетила несколько мастер-классов, а сегодняшний был посвящен такой нетрадиционной, необычной теме. Я впервые встречаю на научном мероприятии тему, посвящённую Гарри Поттеру, потому что многие люди считают, что это волшебная сказка для детей. Но я рада, что у меня появились союзники, которые считают достойной внимания эту историю».