08 августа 2016
"Учебное ралли: чередование социальных форм работы на уроке"

В рамках VII Международного фестиваля школьных учителей прошел мастер-класс Юлии Койновой-Цельнер

Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактиктики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета Юлия Койнова-Цельнер рассказала участникам мастер-класса о кооперативном обучении как о способе взаимообучения. «Давайте будем учить детей обмениваться знаниями и посредством такого обмена получать новую информацию» - отметила модератор.

Работа мастер-класса началась с вопроса, который Юлия Койнова-Цельнер адресовала всем участникам-педагогам: «Кто из вас хоть раз в неделю использует на уроке групповую форму работы?» Коллектив разделился на две группы: оказалось, что одни учителя активно реализуют данную форму работы с учащимися, а другие считают, что такая форма подачи учебного материала мало эффективна. Тогда модератор поставила другой проблемный вопрос: «Как сделать работу учащихся в группах более действенной и продуктивной?»

С участниками мастер-класса Юлия Койнова-Цельнер проводила различные упражнения и тренинги, которые наглядно демонстрировали дидактический принцип обучения: «я думаю – мы обсуждаем – мы презентуем». Среди таких заданий мастер-класса было упражнение «Составь квадрат», в ходе которого участники были поделены на пять групп. «Представьте, что каждая группа – это виртуальный мир, где напрямую каждый из вас друг с другом общаться не может. Все, чем вы располагаете – это компьютер, с помощью которого вы можете посылать информацию в центр вашего мира» - объяснила модератор. После этого каждому из группы был выдан конверт, куда были положены части, из которых возможно (или не возможно) составить квадрат. «Каждому попалось разное количество частей квадрата, причем и разной формы. Так и возможности учащихся: каждый обладает разным социальным опытом, знаниями, разной генетикой» - отметила Юлия Койнова-Цельнер. Каждый участник в ходе упражнения должен был собрать квадрат, располагая теми частями, которые у него имелись. Причем, пока участник индивидуально не выполнит это задание, группа не достигнет своей цели. Единственный способ собрать квадрат каждому из группы – без слов обмениваться частями квадрата так, чтобы у всех участников получилась фигура одинакового размера.

Подобного рода задачи, которые ставила перед учителями Юлия Койнова-Цельнер, показали, что характер группового взаимодействия различен, но эффективен в развитии у ребенка личностных, социальных, методических и предметно-информационных компетенций.

Именно в развитии таких компетенций Юлия Койнова-Цельнер видит отличие кооперативного урока от урока групповой работы: «Важно, чтобы в коллективе ребенок не только учился взаимодействовать с другими, обмениваться знаниями и опытом, но и выполнять серьезную индивидуальную работу» - подчеркнула модератор. Многие участники мастер-класса отметили, что основной причиной неэффективности групповой формы работы в школе является то, что дети не в равных пропорциях выполняют данныю им задания, от чего «одни учащиеся отсиживаются, а другие делают». Юлия Койнова-Цельнер высказала по этому утверждению свое мнение: «Дело в том, что некоторые одаренные дети находят решения, но зачастую не могут их объяснить в силу своих психологических особенностей. Одаренность каждого ребенка нужна обществу, поэтому важно развивать в учащихся социальные компетенции и принцип «ты делишься с нами, мы – с тобой».

Весь мастер-класс произвел на участников фестиваля большое впечатление. Каждому была дана возможность высказать свое мнение и поделиться педагогическим опытом. Мастер-класс закончился интересным высказыванием модератора: «Я – учитель, не актер, лишь режиссер, постановщик урока. А вся структура и содержание обучения зависят лишь от желания ученика».

Источник информации: Линара Ягудина, пресс-служба Елабужского института КФУ