Модератор из Ростова на Дону познакомила участников Фестиваля с «Технологиями повышения информационно-психологической безопасности детей и молодежи».
Галина Павловна Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологического развития Южного Федерального Университета, начала свой мастер класс с обоснования актуальности выбранной темы. В настоящее время человечество достигло информационной эры, и реальность настолько динамична, что проблема информационной безопасности вышла на первое место, и охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Вследствие этого возникает вопрос: как помочь ребенку выжить в этом мире и не попасть в его ловушку?
Модератор познакомила участников с понятием «информационно-психологическая безопасность» - это определенная защищенность сознания и бессознательной сферы психики от вредных информационных воздействий, способных против воли и желания человека изменить его психологические характеристики и поведение.
Для того чтобы определить риски интернет-среды, Галина Павловна разделила слушателей на группы и предложила им самим их сформулировать и систематизировать. После 5 минут размышления спикеры от каждой команды предложили следующие классификации: физическое здоровье (нарушение зрения, осанки, желудочно-кишечного тракта); психическое и психологическое здоровье (депрессия, агрессия); социальное здоровье (секты, культовые организации, проблема реального общения); зависимость (от игр, от виртуального общения); образовательные риски (снижение грамотности, обеднение языка); дезинформация в различных сферах жизнедеятельности человека и др.
Лектор подчеркнула, что особенно актуальным риском является «кибербуллинг» - это насилие в виртуальной среде, различные оскорбления ребенка, информационная пропаганда чего-либо, фото- и видеодокументы преступлений, в том числе подростковых.
Далее Г.П. Звездина поинтересовалась у аудитории: «Что же делать в сложившейся ситуации?». Участники охотно начали предлагать факторы защиты от негативного влияния: вовлекать детей в альтернативные занятия, теснее общаться взрослым с детьми, заниматься активными видами деятельности.
Модератор же познакомила участников со специфической, автономной областью знаний в педагогической теории и практике – медиаобразованием. Это обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Медиаобразование – это обучение медиакомпетентности, то есть критическому, вдумчивому отношению к медиа. Галина Павловна пояснила: «Это значит, что нужно научить ребенка анализировать поступающую информацию, понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на человека; объяснять, что информация – это товар и продукт, у которого есть производитель (автор), имеющий под этим определенную цель, это чей-то заказ».
Анализировать поступающую информацию становится возможным с помощью технологии медиаобразования – «Концепция ключевых вопросов». Она позволяет критически воспринимать новую информацию. Лектор раздала группам слушателей различные медиапродукты (реклама, антиреклама, отрывок из газеты) и предложила несколько ключевых вопросов, на которые следует отвечать и ребенку при переработке воспринимаемой информации: что это такое; что я вижу, слышу, чувствую, трогаю или пробую; что другие люди могут думать об этом или чувствовать; что это сообщает мне о том, как живут и ведут себя другие люди; пытаются ли мне что-то навязать этим и др. Затем спикеры озвучили варианты своих команд.
В завершение своего выступления Галина Павловна подчеркнула, что медиаобразование включаемо в любой предмет и любое внеклассное мероприятие. Рассказала, что работает над этой проблемой с учителями более 10 лет, в системе повышения квалификации распространяет технологии повышения медиаграмотности. А также модератор поделилась общими впечатлениями от Фестиваля: «Я первый раз в Елабуге. Это очень милое природосообразное место. Люди с открытыми, добрыми, искренними лицами, меня это очень поразило! Нравится и организация Фестиваля. Я считаю, что для такого уровня и масштаба, это очень хорошо подготовленное мероприятие, поэтому спасибо огромное всем организаторам!». Пожелала участникам не стать объектом манипулирования, вдумчиво относиться к поступающей информации и поблагодарила за участие.
А вот, что думают об этом мастер-классе сами слушатели:
Назим Нафисович Габдулхаев, Муслюмовский район: «Мастер-класс на высшем уровне. Понравилось, что модератор показала ту проблемную ситуацию, с которой мы, учителя, часто сталкиваемся, потому что случаи зависимости ученика от интернета присутствуют. Мы почувствовали себя и учениками, и учителями одновременно. Радует, что лектор показала, как эту проблему решить».
Любовь Федоровна Исаева, г. Елабуга: «Я в восторге! Этот мастер-класс очень полезен для меня, потому что я работаю в Детском доме. Каждый пункт, который мы рассматривали, я буду применять, в том числе и по рекламе, и по антирекламе».