02 августа 2016
Ирина Сибгатуллина: "Психология научила меня лучше понимать людей"

Интервью с модератором Международного фестиваля школьных учителей-2016

- Насколько знание психологии помогает найти себя, стать человеком счастливым, прожить «умную жизнь»?

- Наверное, я Вас удивлю, если скажу, что психология не помогла мне стать счастливее, чем я есть. Найти себя и строить жизнь мне помогали люди, прежде всего мои Учителя. Это отец и мама, моя артековская вожатая и большой друг, ныне доктор философии Н.В. Иванова (Латвия), позднее - академик М.И. Махмутов и профессор Л.М. Аболин, академик И.В. Дубровина, мой первый ректор, профессор Р.А. Исламшин. А психологии я благодарна за то, что она научила меня лучше понимать людей.

- С чего началась дорога в эту науку?

- В Казанском университете я получила специальность «математика». На нашем курсе было несколько человек, посещающих курс инженерной психологии и кибернетики доцента М.И. Кренина. Я тоже увлеклась этим направлением и по окончании университета подала заявление в аспирантуру. Позднее окончила докторантуру по специальности «Общая психология, психология личности и история психологии», параллельно училась практической психологии и прикладной психотерапии.

- Сложно ли сегодня совмещать две такие большие ипостаси: должности профессора кафедры психологии и педагогики ИРО РТ и директора международных программ образования и науки Института содействия интеллектуальным интеграциям в Вене?

- Пока получается. 15 лет в ИРО РТ я заведовала кафедрой, профессором работаю два года. Институт всегда поддерживал наши творческие идеи и первые международные проекты. Например, в 2011-2012 годах ИРО первым в России провел международные курсы повышения квалификации для преподавателей гуманитарных дисциплин. Тогда у нас собрались педагоги из всех уголков РФ, Италии, Австрии, Германии, США, Словакии. В 2013 году мы внедряли региональное сотрудничество учителей в формате «Обучающийся регион - обучающее сообщество». Я привозила в ИРО ректора международного университета им. З. Фрейда Альфреда Притца, ученика Виктора Франкла Мори Харальда и других известных ученых, интересных людей.

Особой гордостью Института содействия интеллектуальным интеграциям в Вене является доверие к нашим интеграционным образовательным и научным программам со стороны Министерства образования и науки РТ, фонда «Алгарыш», Академии наук. Так, например, в этом году мы стали партнерами двух масштабных мероприятий в Татарстане – «Международных VI Махмутовских педагогических чтений» и «VIII Мирового конгресса по синдрому Ретт». Нам удалось внедрить программы последипломного образования для педагогов дошкольного образования, школьных психологов и коррекционных педагогов, руководителей управлений международных связей европейских университетов и т.д.

- И несколько слов о Ваших связях с русским миром Австрии…

- Мой основной круг общения в Австрии составляют ученые и деятели культуры. Эти люди везде одинаковые: умные, интеллигентные, добронамеренные и открытые. Мы планируем приехать в Татарстан вместе с коллегами из Венского государственного университета на Международный фестиваль учителей. Надеемся, что при нашем содействии Елабужский институт КФУ найдет точки пересечения в научных партнерских отношениях с австрийскими учеными. В настоящее время мы готовим проект последипломного курса на 120 часов для заведующих университетскими научными библиотеками, сезонные лингвистические школы, летнюю школу по специальностям «психология», «дизайн окружающей среды» и др. Не буду скрывать, что мы заинтересованы в долгосрочных партнерских отношениях с КФУ.

- Каков основной круг Ваших сегодняшних научных интересов?

Он не меняется уже 27 лет. В науке я занимаюсь изучением феномена диссинхронии психического развития людей с высокими креативными способностями. Феномен диссинхронии – это явление рассогласования темпов развития. Если говорить житейским языком, то это означает, что при высоких темпах развития способностей порой происходит замедление в других сферах развития (речь идет только об асинхронном (диссинхронном) механизме развития в рамках нормы). К сожалению, при реализации стратегии работы с одаренными этот научный факт учитывается редко. Однако именно превентивные меры сопровождения одаренности требуют внимания и финансирования в подобных программах.

- А в «следующей жизни» Вы бы выбрали эту же сферу деятельности?

- Возможно, и нет. Стала бы, например, издателем. Но больше всего мечтаю о литературном творчестве. Я пишу детские интеллектуальные сказки, перевожу их на разные языки, люблю наблюдать, как дети их иллюстрируют. Сказок пока немного. «Небесные крендели» я писала на русском, перевела на немецкий и английский языки. Мои коллеги из Тувы перевели ее на тувинский. Сказка «Адель, Артур и бабушка Анири» есть пока только на русском. Кроме сказок пишу рассказы, чаще всего это психологические истории. Иногда мне кажется, что без литературного творчества уже не могу жить и дышать.

- Сказки и рассказы есть в Сети?

- Пока нет. По договору с издателем только он может разместить книгу сказок в Интернете. Сейчас идет процесс издания, вскоре книга должна появиться на amazon.com. Публикация рассказов планируется на 2018 год.

- Что предпочитает читать или смотреть человек пишущий?

- Мои читательские предпочтения связаны с историей русской эмиграции, дворянской культурой, историей городов. Сейчас читаю роман правнучки Е.А. Боратынского Ольги Ильиной "Белый путь". В нем описаны и события, связанные с историей Казани. Для меня это особенно ценно. Очень люблю фильм "Под солнцем Тосканы". В нем хорошо представлено значение понятия «дом».

- А в каком городе Вам хотелось бы иметь дом?

- Любой город хорош, если в нем живет моя семья.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей семье.

- Я родилась в России, в маленьком подмосковном городке Шатура. Мама – потомок известной русской княжеской семьи Долгоруких, нашим предком является генерал–адъютант князь А.И. Долгорукий. Работа отца была связана с региональной системой энергетики, но, сколько себя помню, он всегда рисовал. Именно он открыл мне мир искусства, дал первые уроки немецкого языка, математики. Делал это со вселенским терпением, которым может обладать только отец.

- И снова о работе. Вы пишете, что «от перфекционизма пора избавляться». А разве это возможно? Существуют ли психологические «секреты», помогающие перфекционисту и его окружению немного облегчить жизнь, сбавить напряжение?

- Спасибо за вопрос. Он актуален для меня. Думаю, что мудрый руководитель-перфекционист может регулировать процесс. Есть ситуации, когда нельзя идти на профессиональный компромисс для достижения лучших результатов, но есть случаи, когда именно компромисс спасает положение дел и исход результата, как наиболее приемлемого. Главное для руководителя-перфекциониста – сохранить доверие к людям, их профессионализму, увлечь их идеей, четко определить направления и формы новых стратегий, публично озвучить механизмы стимулирования и перспектив их карьеры... Все остальное коллеги сделают сами, в этом я абсолютно уверена.

Мавлида Сираева

 

Для справки

СИБГАТУЛЛИНА ИРИНА ФАГИМОВНА - доктор психологических наук, почетный работник общего образования РФ, профессор кафедры общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ГАОУ ДПО ИРО РТ, директор международных программ образования и науки Института содействия интеллектуальным интеграциям RBS-IFIE, г. Вена, Австрия


 

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ