25 июля 2016
Ольга Рычкова: "Жизнь ставит открытые задачи"

С 8 по 10 августа 2016 года в г. Елабуге состоится  VII Международный фестиваль школьных учителей.

Международный фестиваль школьных учителей (МФУ) проводится с 2010 г. в г. Елабуге (Республика Татарстан) на базе Елабужского института КФУ. В программе фестиваля – мастер-классы ведущих педагогов России, ближнего и дальнего зарубежья; в рамках МФУ проводятся конкурсы среди участников. 

Представляем Ольгу Рычкову, одного из модераторов МФУ. В 2015 г. Ольга стала победителем конкурса «Учитель года Кировской области». Она была названа в числе пяти лучших педагогов страны и в День учителя поднялась на сцену Государственного Кремлевского дворца.

Живя в глухом поселке в Кировской области, Ольга создала свою собственную систему преподавания математики. Как результат - живые уроки, позволяющие привить интерес школьников к одному из самых сложных предметов, и признание коллег-учителей. 

- Вы работаете в сельской школе около 20 лет. Что и как изменилось за эти годы в Вашей школе?

- Большую роль в изменении ситуации сыграла государственная итоговая аттестация в новых формах (ЕГЭ и ОГЭ), усиление конкуренции в системе образования (привлечение учеников в образовательную организацию, будь то школа или вуз; то же с кадрами), ярко выраженный индивидуальный подход к ученикам с учетом особенностей развития и образовательных потребностей.

А в целом, всё как всегда: учителя решают поставленные перед ними задачи, ученики стараются справиться с огромной нагрузкой основной программы и дополнительной подготовки (по крайней мере, мотивированные), родители обеспечивают (или пытаются обеспечить) комфорт своим детям…

- А что изменилось после конкурса в школе «красивейшего, но почти забытого людьми поселка»?

- За лето должно поступить оборудование для кабинета математики, который станет общим для всех учеников 5-11 классов. К 1 сентября мы ждем интерактивное оборудование, необходимое программное сопровождение, новую мебель, материалы для оформления кабинета. Если всё свершится, то это будет самый современный кабинет в нашей школе! Поселок, к всеобщему счастью, продолжает жить. Инфраструктура приостановилась в своем разрушении (наверно, дальше уже некуда).

Конкурс и его последствия оказались серьезной встряской и во многом поменяли мои взгляды на некоторые вещи, заставив сделать их переоценку. Изменилась иерархия ценностей, поменялись приоритеты.

- Чем запомнились ребята, для которых Вы провели «золотой», по мнению жюри, урок?

- Это они оказались «золотыми»: активными, энергичными, любопытными. О чем еще можно мечтать учителю?

- И все же: «Математика – это трудно. / Это – дар. С первых лет. От Бога». Поэт прав?

- Математика – это, прежде всего, честно и бескомпромиссно. Привлекательность предмета должна быть не только в удивляющих фактах, вызывающих непроизвольный интерес. Привлекательность предмета должна быть в интеллектуальном затруднении, преодоление которого дает возможность испытать великое удовлетворение от проделанной работы. Легкий путь никогда не принесет такого чувства.

Конечно, математика – один из самых трудных предметов в школе, многим ученикам его освоение дается нелегко. Два года назад была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Одной из задач развития математического образования, прописанных в документе, является «формирование установки «нет неспособных к математике детей». Давайте посмотрим, что есть в реальности. В учебном процессе участвуют ученик, родитель, учитель. Нередко возникают ситуации, когда желания и готовности только одного учителя достичь положительного результата в образовательных отношениях на всех троих не хватает. Я про себя не скажу, что могу научить каждого ребенка (особенно в условиях своей сельской школы, где нет дифференциации детей на классы с углубленным изучением предметов и классы коррекции).

- А мы не сомневаемся в одном из лучших учителей математики страны и желаем удачи, ведь главная составляющая есть, нужно подтягиваться остальным… А как начиналась Ваша дорога в математику?

- С понимания предмета в школе. Потом было незапланированное поступление в педагогический вуз. А без особой подготовки я могла поступить только на математический факультет. Вот так и получилось. И дорога эта привела меня обратно в школу.

- Коллеги по школе высоко оценивают Ваше владение различными технологиями, постоянный поиск новых форм и методов работы…

- Особо оригинального ничего нет. Просто никак не могу один и тот же урок провести одинаково. Не получается. Вот, например, как проходят уроки контроля знаний. Во время урока каждому ученику разрешено подойти ко мне с работой один раз на предварительную проверку. Я, не проверяя решений, смотрю на конечные ответы и отмечаю ошибочные. Если ученик до конца урока успел исправить все ошибки, то за работу получает максимальный балл (т. е. те ошибки не учитываются). Ученикам это правило известно. Оно очень хорошо работает в старших классах. Цель таких уроков - кроме контролирующей функции, нагрузить еще и обучением. Также формируются универсальные учебные действия: надо принять решение, в какой момент урока пройти предварительную проверку (решить как можно больше заданий или оставить время на исправление возможных ошибок). Если ошибок нет, это так воодушевляет ученика, что на эмоциональном подъеме ребенок заканчивает контрольную работу и с радостью уходит с урока. Если оказываются ошибки, то ученик мобилизует все свои силы, чтобы ее отыскать и переделать задание. Довольны все!

Или другой пример. Более динамичный темп, информация и время как основные ресурсы – характеристики не только современной жизни, но и современного процесса обучения. Забыли ранее изученную формулу - даю 30 секунд, чтобы, используя собственные телефоны,  могли найти ее в Интернете.

- Ряд Ваших последних публикаций посвящены моноуроку математики в системе НФТМ-ТРИЗ. Впечатляют и победы Ваших учащихся этого плана - дипломы за активное участие и творческий подход в решении изобретательских задач по методике ТРИЗ во Всероссийском конкурсе «Твой Форсайт-2014»…

- Сегодня цель учебного процесса – развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Значит, главная задача учителя состоит в создании условий, провоцирующих детское действие.

При построении урока в качестве его основы я использую систему НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся с активным использованием теории решения изобретательских задач) М. М. Зиновкиной. Особенностью уроков является наполнение его содержания задачами открытого типа.

В школе мы учим ребенка решать задачи, условие которых сформулировано четко и однозначно. Способ решения изучен заранее, получаем один верный ответ. То есть мы с учениками решаем закрытые задачи (таких больше всего в школьных учебниках). А что вокруг? Условия большинства задач (проблем) в нашей жизни недостаточны, вариативны, противоречивы и неконкретны. Очень часто для их решения нет определенного алгоритма. Существует много решений и ответов (выбор остается за человеком). То есть жизнь перед нами ставит задачи открытые.

Например, при изучении темы «Объем» можно рассмотреть такую задачу: «У вас есть обычная стеклянная бутылка, которая частично заполнена водой. Как определить объем бутылки лишь с помощью линейки?».

С помощью линейки находим радиус круга основания бутылки, следовательно, и площадь ее дна. Далее находим высоту уровня воды и, соответственно, объем воды. Осталось найти объем пустого пространства. А как это сделать? Если бутылку закрыть и перевернуть, то объем пустого пространства будет полностью внутри цилиндрической части бутыли и его объем легко рассчитывается по формуле объема цилиндра. Если на этом месте закончить решение, то ответ окажется неполным. Он не учитывает случай, когда в перевернутой бутылке столб жидкости не превышает криволинейную часть поверхности. А дальше возникает желание учесть толщину стекла, неровности внутренней поверхности и пр. (задача и рассуждение - не моего авторства).

На таких уроках программный материал соединяется с системой заданий, направленных на развитие логического мышления, творческих способностей учащихся.

- Журналистка Вера Кострова, практически бессменный участник нашего фестиваля школьных учителей, в своей статье о Вас, опубликованной в «Учительской газете», сослалась на слова модератора фестиваля 2015 года Дмитрия Скурихина: «Оля смогла открыть себя за очень короткий срок конкурсных испытаний. Она невыразимо харизматична! И на областном конкурсе очень достойно себя держала. У нее огромная способность к самореализации». Что они имели в виду, говоря об «огромной способности к самореализации»?

- Возможно, сквозит некий внутренний потенциал, который накапливается и периодически просится наружу… Толчком может быть мысль, видеосюжет, книга, мультфильм - что угодно. В одну секунду появляется «песчинка». Потом эта песчинка обрастает жемчугом. Это уже процесс долгий, но творческий.

- За любой большой победой учителя изначально стоит его семья?

- После прохождения медных труб всех конкурсных испытаний сложилось убеждение (и я часто об этом говорю), что конкурс – это не только состязание в методической грамотности (все конкурсанты демонстрируют высокий уровень профессионализма), это, прежде всего, борьба человеческих темпераментов и энергетик. Поэтому в победу вложена общая концентрация и мощный энергетический посыл родных людей, без чего она, наверное, и не состоялась бы.

- Значит, прежде всего, спасибо им?

- Да, спасибо им, что выдержали почти трехгодичный период моего полного погружения в конкурс.

- И спасибо – Вам!


Для справки

РЫЧКОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА – учитель математики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» 2015 года; МКОУ СОШ п. Кобра Нагорского района Кировской области

Источник информации: Мавлида Сираева