23 мая 2016
Поиск - это другой мир

************

Несколько дней назад часть нашего отряда вернулась с Ленинградской земли – нам посчастливилось стать участниками  межрегиональной поисковой экспедиции "Любань-2016". Почти для всех нас это была первая в жизни экспедиция, о которой и пойдет дальнейший рассказ. Подготовка к экспедиции велась с самого начала учебного года, и отъезд был очень долгожданным: кто-то начал собирать рюкзаки за две недели вперед, кто-то  на парах уже думал о полевой жизни, а кто-то зачеркивал дни в календаре до знаменательного 24 числа. И вот этот день настал. Нам было очень приятно, когда  более опытные товарищи пришли нас проводить. Они дали нам последние напутствия, важные советы и шоколадки в дорогу. Так мы отправились в поиск…

​Пожалуй, начну наш рассказ я, Балаева Даша. В подобную экспедицию я мечтала попасть 3 года, с того момента, как увидела на одной из конференций, посвященной Великой Отечественной войне, ролик про поисковиков. И с той минуты я хотела прочувствовать условия, в которых воевали солдаты, пройти по тем же дорогам, вкусить сложности полевой жизни. А ещё в классе 8 я поставила перед собой цель: обязательно побывать в тех местах, где когда-то воевал мой прадед. Но тогда я даже представить не могла, что судьба приведет меня в поисковое движение России….

Электричка остановилась на станции Любань. Мы высадились. Нас погрузили в газель и повезли туда, где когда-то шли бои. Вглядываясь в серое небо, мрачность полей, проскальзывающих мимо меня, я понимала, что  будет сложно, особенно мне, девчонке, которая до смерти боялась лягушек, пауков и прочую ползающую живность. Я знала, что предстоит работать в дождь, месить грязь, часами сидеть в раскопе.  Но я так долго этого ждала, что бояться всего – значит сдаться, а так бездарно капитулировать даже не начавши, было глупо. От дороги до лагеря нужно было идти пешком, и когда под сапогами стала хлюпать эта грязь, я думала: "боже мой, такого я не видела даже в кино". Но я быстро привыкла. И вот первый день, первое дежурство. Каким тяжелым казалось тогда вскипятить воду, приготовить обед, да и просто не наделать на кухне глупостей, которые могли стать предметом долгих насмешек опытных товарищей.  На второй день я была уже на раскопе. То, о чём я мечтала на протяжении 3 лет, свершилось. Я радовалась первым найденным осколкам, гильзам, патронам. Но ещё больше я радовалась первому солдату. Это просто не передать словами те ощущения, какие я испытывала после слов: "Даш, ты походу останки нашла. Да. Точно. Это - череп". Смех, крики, слезы – и всё это вместе. И также очень трудно  подобрать слова, чтобы объяснить, что чувствуешь, когда поднимаешь почти что своих ровесников. Я никогда не забуду, как мы поднимали останки, которые  практически собирали по крошкам.

Конечно же, незабываемым моментом этой вахты стало посвящение. Было интересно проходить полосу препятствий, пробовать поисковую кашу и целовать сапёрную лопату.  Но счастье не в этом, счастье в том, что тебя посвятили (правда, пока что в "чайники", зато есть к чему стремиться). Потом все вместе сходили за дровами, чтобы сделать большой костёр и  устроить праздник, на котором в исполнении Андрея Лященко звучали поисковые и военные песни. Ключевым моментом стало захоронение останков погибших солдат. Мне выпала честь держать солдатскую каску. Честь прикоснуться к великому подвигу. Пропуская всё это через сердце, понимаешь, что праздник Победы по-настоящему чувствуется здесь, наедине с Героями этой войны. Но всё когда-нибудь заканчивается, и этот "первый бой" для нас был окончен. Я не думала, что будет тяжело расставаться с этим местом, с простыми и искренними людьми, с этой душевной атмосферой, с теплом костра, с песнями, которые доходят до самого сердца, с тяжёлой работой, которую мы пока ещё не закончили.  Когда мы собирали лагерь, я плакала, и сквозь слёзы обещала вернуться сюда. Эта первая экспедиция подарила мне многое: новые знакомства, в какой-то степени смелость, приятные воспоминания.  И, напоследок, сформулировала вопросы, на которые мне предстоит ответить уже здесь, в городе.

************

Одной из самых ярких страниц в жизни эта экспедиция стала для еще одного нашего "снежка" – Антоновой Насти.  "Старички нашего отряда сказали, что первая экспедиция бывает только раз в жизни: будут лучше, будут хуже, но первой уже не будет... Да, наверное, они были правы. Прошла почти неделя после нашего приезда, а мыслями я все ещё в лесу, на нашем биваке. Первые дни оказались самыми тяжелыми: дежурства, раскоп, ночлег в палатке, вода из реки – все в первый раз, всё ново и всё странно, но проходит всего пара дней и ты понимаешь, что ничего лучше быть не может. Что касается самой работы на раскопе, то она сближает тебя с людьми прошлого, с теми, кто воевал за мир 70 лет назад. Ты немного становишься ближе к ним, начинаешь серьёзно задумываться, каково было им в те самые трудные годы их жизни. Возникает непреодолимое желание найти, поднять и захоронить со всеми почестями наших героев. Отдельно хочется отметить атмосферу экспедиции. Таких добрых и искренних людей ещё не встречала. Таких пейзажей, закатов и звёзд я ещё не видела. Теперь в моей копилке воспоминаний множество весёлых моментов и душевных людей, на которых стоит равняться. Спасибо Любани за эту вахту, ждём скорее начало следующей!".

Каждый человек по-разному реагирует на происходящие с ним события. Для вахты же характерен общий для всех в ней пребывающих эффект горящих глаз: вперемешку с усталостью и любопытством в них горит огонь сострадания и гордости от сопричастности. Аня Михайлова, например, описывает свои впечатления от свалившегося на нее приключения примерно так:  "Если меня спросят, какой твой лучший момент за первый курс в университете, то я скажу, что это маленьком промежутке времени с 25 апреля по 10 мая. Это время весенней вахты в Любани. До экспедиции я думала, нужно ли мне ехать в экспедицию, зачем мне все это. Я недопонимала всей сути вахты. Меня не пугала бытовая жизнь в экспедиции. Нет. Сомнения начали улетучиваться, когда на второй день после приезда мы расчищали останки нашего бойца. Помню, мне эта работа тогда очень понравилась. Сидишь, руки делают свое, а в голове крутится картинка, как этот лыжник – солдат Красной Армии проезжает через эти места на лыжах в суровую русскую зиму с каким-то важным поручением от командования. Но не смог закончить путь, так и остался здесь, неизвестный для нас. И думаешь, как хорошо бы было, если бы его внуки и правнуки узнали про своего деда, и стараешься усерднее работать, чтобы найти хоть какую-нибудь зацепку. Вначале экспедиции каждая найденная вещь, будь то гильза, патрон или даже обычная колючая проволока невероятно интриговали. Конечно же, как и все мои товарищи-чайники, я очень хотела найти своего первого советского бойца. Как-то Маша перед работой сказала: "Ну что, девчат, найдём сегодня бойца?". Мы с надеждой говорили, что найдем. И почему-то каждый раз, когда мы уходили на раскоп, эти слова стояли в моей голове. Жизнь в экспедиции складывалась не только из работы, но и из песен у костра, вечных наших забавных промашек, всяких происшествий, ночных посиделок до утра, походов в гости к другим отрядам, новых знакомств с людьми из разных точек России. Пусть мне, наверное, так только кажется, но у опытных поисковиков есть общие черты: это доброта, простота, трудолюбие и хорошее чувство юмора. Мне всегда было приятно послушать их рассказы о поисковой жизни, про многие вахты.  Но самое большое количество паззлов в мозаику “ Любань-2016” заложили "снежки" и Айрат, Дамир, Дарья Павловна, Настя, Настя (которая Яшина), Рушан и Максим. Почти со всем этими ребятками мы познали поисковую жизнь впервые. И, надеюсь, вместе же продолжим её. Айрат – это командир, наставник и лучший поисковик, без которого "снежки не снежки" вовсе.  На вокзале на меня нахлынули все воспоминания из экспедиции. И я уже не могла сдержать слез, когда прощалась с моими "снежочками". Мне нравится думать о том,  что это только начало. Если раньше я задавала себе вопрос, нужны ли мне эти экспедиции, то сейчас я точно знаю, куда поеду в августе..."

Тех, кто на поле в первый раз, видно невооруженным взглядом: по наивным и частым вопросам, неуверенным движениям, неуклюжим ошибкам в каких-то банальных и бытовых вещах. Дамир, как сопровождавший нас на новом поисковом пути "старичок", говорит, что еще до начала экспедиции  был уверен, что на него, как на относительно опытного бойца отряда, свалится довольно большая нагрузка, и самое главное придётся всему обучать молодёжь. "Однако, в первые же дни я понял, что заблуждался, наши новички прекрасно справлялись со всеми своими обязанностями, особенно это касается наших девочек, которые все вместе просыпались рано утром и готовили нам завтрак, так же дружно кормили нас на раскопе и вечером, после окончания рабочего дня, на биваке. Пару раз они даже баловали нас киселем, жареной картошкой и сырниками. Во многом, благодаря именно им, у нас в лагере была чистота, насколько это возможно в условиях леса. От себя хочу сказать им большое спасибо за это, и буду  рад прожить с ними ещё две недели в следующей, теперь уже осенней Любанской экспедиции".

************

У нас в арсенале есть еще одна Настя, Яшина, и хвалебную песнь этой экспедиции хотелось бы закончить ее воспоминаниями о произошедшем с нами в эти 19 дней Любанской экспедиции.

"Один хороший знакомый сказал мне: "Поиск – это попал и все, навсегда. Просто другой мир". И к этим словам трудно что-либо ещё добавить. В экспедиции время словно останавливается, и ты переносишься в параллельную вселенную, для тебя также существует твоя семья и близкие, которые находятся за много километров  от тебя, но всё это существует будто в другом мире, иначе я объяснить не могу. Сказать честно, я думала, что мне будет очень трудно в экспедиции, так как у меня не было опыта походов и всего прочего, я до жути боялась всяких насекомых, да и представить не могла, какого это прожить в палатке около трех недель. Когда мы приехали в Любань, Айрат, встретив нас, сказал доставать сразу резиновые сапоги, но с незнанием всего предстоящего, они у меня были на самом дне рюкзака, поэтому до лагеря пришлось добираться в том, в чем я уехала ещё из Казани. Когда мы дошли до лагеря, джинсы, кроссовки и куртка были почти насквозь мокрые, всё было в грязи, шёл дождь, и прежде чем переодеться, нужно было ещё поставить палатку. В этот момент я чувствовала себя явно не в своей тарелке и думала о том, когда же это всё закончится, а ведь это были ещё только первые пару часов экспедиции. Но прошло всего лишь 2–3 дня и появилось чувство, будто все мы здесь были всегда, всё стало таким привычным. Уже не пугала грязь, дожди, насекомые, дежурство. Я потеряла счет времени, мне не хотелось думать о той жизни, в Казани. В экспедиции была другая, пусть и короткая, но насыщенная жизнь. Было много знакомств, интересных людей, песен под гитару у костра, разговоров до утра и просто множество разных моментов, приятных и не очень, но которые запомнятся навсегда. Когда пришло время собирать лагерь, мы с девочками не смогли сдержать эмоции и начали плакать, вспоминая всё, что произошло за этот короткий промежуток времени в нашем маленьком новом мире, который стал таким родным. Даже сейчас, спустя неделю после приезда, мысли всё равно остаются там, на биваке, в палатке, в лесу, на берегу Тигоды. И, возвращаясь к словам о том, что "поиск – это навсегда", скажу так, я не знаю, навсегда это у меня или нет, но я уверена, что ещё очень надолго".

Сегодня на ощущении подъема сказано много громких слов: это была лучшая экспедиция, мы обязательно вернемся. Но я думаю, у нас еще все впереди, и даже если судьба дальше сложится так, что на следах фронтов той войны мы больше не окажемся, спасибо этой судьбе что однажды на нас туда все-таки привела. За возможность в прямом смысле слова прикоснуться руками к истории, за возможность посмотреть на все не через призму замыслов авторов и режиссерских ходов, а посмотреть своими собственными глазами. И все-таки, наверняка, мы обязательно вернемся.

Источник информации: Айрат Фатыхов, фото: Руфина Шафигуллина.