14 апреля 2016
Ученик - главное действующее лицо на уроке

14 апреля в рамках VI Международных Махмутовских чтений прошли мастер-классы по проблемному обучению для молодых учителей от ведущих специалистов Елабужского института КФУ.

Учитель – это человек,

который может делать трудные вещи лёгкими.

Ральф Эмерсон

На мастер-классах говорили о преимуществах использования тренингов, сторителлинга (искусство повествовательной речи), «сингапурской» методики преподавания, технологии проблемного обучения Мирзы Исмаиловича Махмутова и др.

Старшие преподаватели кафедры экономики и менеджмента Ишкиняева А.Р. и Рахманова А.Р. провели впечатляющий мастер-класс «Источники доходов семьи: семейный бюджет и личный бюджет школьника. В чем сходства и различия?». Для наглядного примера, как можно привлечь внимание детей, молодым специалистам была предложена ролевая игра «Семейный бизнес», которая вызвала массу эмоций у слушателей. Участникам представилась возможность побывать в роли учеников и на себе ощутить воздействие этого метода. Результаты не заставили себя долго ждать. Аудитория сразу же активизировалась, начались бурные обсуждения, возникало множество различных вопросов. Это на деле доказало то, что «истина должна познаваться самим человеком,истине нельзя научить». Одновременно, игра дала ценнейший опыт молодым родителям, так как затрагивала весьма актуальную проблему института семьи. Были получены ответы на «вечные» вопросы: «Как объяснить ребёнку о семейном бюджете?», «Как научить ребенка видеть семью, как одну команду, с общими интересами и целями?». В завершение мероприятия многие слушатели положительно отозвались о преимуществах тренингов, выразили свои предложения по усовершенствованию игры, раскрыли для себя преимущества групповой работы, как некую «волшебную шкатулку» открывающую простор для изобретения новых интересных методов и поиска новых путей преподавания.

Мастер-класс на тему "Проблемное обучение в технологическом образовании школьников на примере проекта "Подарок своими руками" провела доцент кафедры теории и методики профессионального образования Латипова Л.Н.

Преподаватель сделала мастер-класс по-настоящему интересным, разделив его на две части. В первой части слушатели образовали 4 группы, каждая из которых представила свои изделия, следуя определённым правилам конструкторско-технологических задач. Подарок должен был быть оригинальным, изготовлен из доступных материалов и должен был располагаться на столе или полке. Вторая часть состояла из знакомства и практического применения нескольких методов обучения. Первый из них - "мозговой штурм". Участникам необходимо было предложить как можно больше идей создания оригинального подарка. Второй - метод "контрольных вопросов", где слушатели рассказывали, для кого предназначался подарок и с какой целью. Таким образом, молодые учителя познакомились с ещё одной значимой методикой преподавания, которая позволит сделать любой урок интересным и запоминающимся.

О проблемном обучении в условиях ФГОС рассказала старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Верёвкина И.Н. Тема мастер-класса – «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС на уроке литературы». Ирина Верёвкина опиралась на работу известного учёного Е.Л. Мельниковой, которая занималась разработкой технологии проблемноно диалога более двадцати лет. Цель данной методики состоит в том, чтобы главным действующим лицом на уроке сделать ученика. Учащиеся в активном диалоге с учителем должны заниматься постановкой проблем и поиском их решений. Ирина Верёвкина показала применение технологии проблемного диалога на практике. Преподаватель сумела построить проблемный урок, тема которого в ходе беседы была сформулирована участниками мастер-класса: «Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» в рассказе Ф. Искандера «Авторитет». Разделившись на группы, молодые учителя и студенты пытались разрешить поставленную проблему с позиций отца, сына-подростка и автора. В конце урока преподаватель предложила участникам создать собственный кодекс «моральных норм личности», который поможет молодому поколению не сбиться с правильного пути. Так были выполнены четыре главных пункта технологии проблемного диалога: постановка проблемы, поиск решения, выход и реализация продукта деятельности.

Все мастер-классы, проходившие в рамках Махмутовских чтений, показали, что ключевым понятием в современном образовании должно оставаться «творчество», как важнейший элемент развития личности школьника.


 

Источник информации: Алина Чепурная, Тимур Есенов и Елена Матвеева