Мероприятие проходило в форме презентации докладов на 4-х тематических площадках. На первой площадке обсуждалась тема «Как учить детей читать». Докладчиками выступили учителя начальных классов средней общеобразовательной школы №10 города Нижнекамска Светлана Седлова и Любовь Вахотина. Любовь Леонидовна начала свое выступление с игры, в которую были включены все присутствующие учителя.
Тем временем кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института КФУ Лилия Латипова проводила мастер-класс на тему «Проблемное обучение в технологическом образовании школьников». Мастер-класс состоял из двух частей: фрагмент урока и его анализа, в ходе которых были рассмотрены способы создания проблемных ситуации по М.И. Махмутову, такие как:
Преподавателей ознакомили с методами и приемами решения конструктивно-технических задач в форме, доступной и понятной для них. Рассказали об алгоритмических методах конструирования и описали три типа данного алгоритма: алгоритм воспроизведения, алгоритм распознавания, проблемный алгоритм. Далее, используя алгоритмы конструирования, надо было решить задачу: «Разработать конструкцию и изготовить подарок своими руками». Технические требования: оригинальность, доступность материала, расположение подарка должно быть на столе или полке. Лилия Николаевна отметила, что основными принципами данного мастер-класса являются «мозговой штурм», ассоциативный метод, метод фокальных объектов.
В соседней аудитории старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Елабужского института КФУ Анна Ишкиняева провела мастер-класс на тему «Источники доходов семьи: семейный бюджет и личный бюджет школьника. В чем сходство и различия?» Анна Ренатовна начала свое выступление с фразы, которую приписывают модистке королевы Франции Марии Антуанетты Розы Бертен: «Все новое – это хорошо забытое старое». Это выражение является особенно актуальным в современной педагогике, считает Анна Ренатовна. В ходе данного мастер-класса был рассмотрен сингапурский метод обучения и дано его описание. Класс разбит на группы по 4 человека. Команды получают задания и шумно выполняют его в своей среде. По сигналу коллектив меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дети в ограниченном времени обмениваются информацией и навыками. Скучающих на таких занятиях не бывает. Для наглядности педагогам было предложено сыграть в игру под названием «семейный бюджет». Учителя приняли участие в ролевой игре на решение проблемы. Целью было найти креативный способ решения проблем. Каждая из команд должна была показать доходы и расходы, представляя свой семейный бюджет. Время, отводимое для игры, составляло 25 минут.
Эти и другие мастер-классы, а также организация первой сессии курсов повышения квалификации 100 молодых учителей Татарстана стали отличным преддверием закрытия VI Международных Махмутовских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения уникального ученого, педагога и организатора образования, востоковеда, лексикографа, академика РАО и АН РТ Мирзы Исмаиловича Махмутова.