06 апреля 2016
Знакомство со средним образованием в КНР

Система образования, несмотря на кажущуюся консервативность, меняется достаточно быстро для того, чтобы соответствовать изменениям времени. В сегодняшнем   мире очень важно быть в контакте с другими странами, обмениваться педагогическим опытом и быть в курсе  изменений, происходящих  у коллег за рубежом.

Изучая плюсы и минусы организации системы образования у соседей, можно взглянуть на систему образования России со стороны, проанализировать и, возможно, улучшить ее. С этой целью в марте 2016 года по приглашению Управления образования провинции Хунань, Института Конфуция КФУ и Управления образования Казани была организована поездка директоров школ города Казани в Китайскую Народную Республику.

В программу поездки органично вписались как экскурсионные поездки по Китаю, так и посещение трех школ города Чанша провинции Хунань и Хунанского Педагогического Университета.

Система образования КНР схожа с советской системой образования, и коммунистическое настоящее КНР имеет много общего с нашим коммунистическим прошлым. В некоторых школах дети носят пионерские галстуки, на мероприятиях звучат горны и барабаны. Есть и отдельная пионерская комната с присущей ей атрибутикой. В Китае существует традиция почитания Мао Цзэдуна, и она очень сильна. Об этом говорят плакаты в школах с его цитатами, огромная очередь в мавзолей в Пекине, гигантский музейный комплекс в родной деревне Мао - Шаошань и многое другое. Несмотря всю противоречивость вождя Китая, он и его идеология до сих пор являются несомненным стержнем и национальной философией, объединяющей народ Китая.

 

Большие школы

Школы в Китае очень большие: 2-3 тысячи учащихся учатся в одном образовательном учреждении.

Для сравнения: в Казани в среднем 700-900 учеников, школы с количеством обучающихся 1000-1500 у нас считаются большими и их в Казани около 30.

 Да, наверное, с таким населением в Китае маленьких школ и не может быть, экономически нецелесообразно в каждом спальном районе строить школу. Поэтому при некоторых школах есть интернаты для проживания учащихся из провинции и отдаленных районов города.

Большие классы

Классы в китайских школах тоже очень большие: одновременно обучается 55-60 учащихся в одном классе.

Для сравнения: средняя наполняемость в школах Казани - 25 человек, при этом на некоторых предметах, таких как иностранный язык, труд, информатика и татарский язык, классы делятся на подгруппы.

Школы, которые посетили директора школ Казани, не имеют отдельных аудиторий по предметам обучения, учащиеся одного класса весь день проводят в своем кабинете, а учителя-предметники ходят по классам. Несмотря на большое количество учащихся, кабинеты сравнительно маленькие - примерно 60-70 кв.м. В них нет места для учебников, сменной или верхней одежды. Классные комнаты так же, как и интернат, оформлены в очень аскетичном стиле.

Для каждой ступени отдельная школа

Общеобразовательные учреждения в Китае разделены по трем ступеням образования, то есть начальные классы учатся в одной школе, средние – во второй, для старшего звена – третья школа. Ученик за время получения общего образования проходит обучение в трех школах. Данный подход, безусловно, заслуживает внимания, и среди очевидных плюсов можно отметить возможность сконцентрировать лучшие педагогические ресурсы в одной школе, то есть самых хороших учителей начальных классов собрать в одной школе - начальной, всех сильных учителей естественно­научного цикла - в другой. Таким образом, в школе создается большая команда учителей физики, учителей химии и т.д. Появляется больше возможностей для обмена опытом в рамках методического объединения учителей-предметников. При таком подходе к среднему образованию появляется возможность сконцентрировать и материальные ресурсы в рамках одной школы в зависимости от целей школы, то есть начальную школу оборудовать по всем требованиям для этого типа школ, среднюю же оборудовать хорошими научными лабораториями.

Школьная форма

Школьная форма в школах Китая обязательная, каждое образовательное учреждение вправе выбирать школьную форму самостоятельно. Но в основном это кроссовки и спортивный костюм с вышитой эмблемой и названием школы на груди и спине. Для мальчиков и девочек она одинаковая. На уроках за партой и на уроках физической культуры дети в одинаковой форме, не переодеваются.                                      

Второй обуви тоже нет, климатические условия (провинции Хунань) позволяют круглый год ходить в одних и тех же кроссовках. А открытые коридоры и переход между классами через улицу делают вторую обувь бессмысленной. На встрече с учащимися старшей школы города Чжучжоу китайские дети эмоционально отреагировали на информацию о том, какая школьная форма в нашей стране, что девочки ходят в сарафанах, блузках и юбочках, а мальчики в костюме. Они признались, что тоже хотят такую форму у себя в школе. И понять их можно: девочки и мальчики хотят одеваться по-разному. Другим немаловажным фактором для желания сменить форму явился, на наш взгляд, и тот факт, что китайская школьная форма очень заметна, и ученика той или иной школы видно издалека на улицах города, поэтому с урока не убежишь, заметят сразу.

Зарплата учителей и уровень жизни.

Минимальный размер заработной платы в Пекине в пересчете на наши деньги 18000 рублей, а средняя заработная плата учителя 73000 рублей, что по меркам Китая считается очень хорошей зарплатой. Это составляет 4 МРОТа. Примерно такое же соотношения МРОТа к заработной плате учителей и у нас в стране. Если судить о ценах на продукты питания, то они ненамного превышают наши российские, а некоторые товары на порядок дешевле. Профессия учителя и преподавателя вуза в Китае уважаема и привлекательна для молодежи. Так, Чжан Вэйкан, один из волонтеров, помогавших представителям российской делегации при посещении Китая, учится на четвертом курсе Хунаньского педагогического института и мечтает стать преподавателем, потому что профессия учителя в школе и вузовского преподавателя является хорошо оплачиваемой и уважаемой.

Открытые дети

В Китае идея коммунизма интегрирована в некоторые школьные предметы, такие как нравственность в начальной школе, политика и философия в старшей школе. Поэтому будущих коммунистов воспитывают со школьной скамьи. За время поездки нам удалось пообщаться с разными детьми, как учениками начальной, так и учениками старшей школы. Первое, что бросилось в глаза - дети очень открытые и приветливые, с радостью идут на контакт, не боятся задавать и отвечать на любые вопросы. Такое отношение чаще встречается в западных школах, и от китайских детей ждали более сдержанного и скованного общения с иностранцами. Дети в Китае, так же как и любые дети,  мечтают стать космонавтами, великими спортсменами и покорителями Арктики.

 

Несмотря на большое расстояние, огромное отличие культуры и традиций, точек соприкосновения между нашими народами очень много. Они являются опорой для создания и поддержания дружеских отношений. Одной из важных сфер для взаимодействия между Россией и КНР является образование. Нам есть, чему поучится и чем поделится с китайскими коллегами. Надеемся, что в дальнейшем дружеские отношения между нашими странами будут только крепнуть.

Источник информации: Институт Конфуция