24 февраля 2016
Главред Times Higher Education: Россия признала проблемы в образовании — это шаг вперед

Один из важных показателей уровня образования в стране — позиции, которые занимают ее вузы в мировых рейтингах. России в этом плане несколько последних лет похвастаться особо нечем. Чтобы исправить ситуацию, в 2013 году в России был запущен проект "5-100", призванный повысить конкурентоспособность отечественных университетов на глобальном образовательном рынке: к 2020 году пять российских вузов должны войти в сотню лучших, согласно мировым рейтингам.

Почему российские вузы пока мало известны на мировом образовательном рынке, что тормозит их продвижение в международных чартах, как изменить эту ситуацию и через сколько лет картина может кардинально поменяться корреспонденту ТАСС рассказал главный редактор рейтинга лучших университетов мира Times Higher Education (THE) World University Rankings Фил Бейти, который приехал в Россию, чтобы провести консультации для участников проекта "5-100".

- Почему российские вузы почти не представлены в международных рейтингах?

- После распада Советского Союза Россия потеряла много талантов, происходила утечка мозгов, были серьезные проблемы с финансированием. Таким образом, было упущено время, и российские вузы потеряли конкурентоспособность, пока другие страны, например, Китай, много лет подряд направляли огромные суммы на подъем системы высшего образования.


Однако сейчас я вижу позитивные моменты. Сам запуск проекта "5-100" уже говорит о том, что Россия признала, во-первых, проблемы, которые существуют, во-вторых, осознала необходимость присутствия российских вузов на глобальном рынке. Желание сделать их интернациональными, сфокусировать отечественных ученых на сотрудничество, приглашать к себе ученых с мировым именем – огромный шаг вперед. Научно-образовательное пространство снова становится привлекательным для иностранных профессионалов и для тех, кто уехал отсюда в разные годы.

- Как Россия может переломить ситуацию в лучшую сторону?

- Во многом это вопрос выделяемых государством средств и инвестиций. Ведь это и высокие, конкурентные зарплаты профессорам, поддержка лучших факультетов. У вас есть сильные математики, физики, и, если вы хотите, чтобы они оставались в России, развивали инфраструктуру здесь, а не уезжали продолжать свою карьеру где-то в Америке, нужно создать условия.

Однако, сфокусироваться сейчас нужно на небольшой группе университетов с сильным потенциалом, что и было задумано проектом "5-100". Это очень здоровая, правильная идея. Так действуют власти Великобритании, Китая, Японии и других стран. Правительство выбирает небольшую группу университетов, оказывает им поддержку и за счет этих вузов очень представительно выглядит на мировой арене. Если распределять финансы более широко, это не даст достаточного эффекта.

Плюс в России должна быть более жесткая конкуренция за финансирование, университеты должны соревноваться за получение денег. Сейчас этого нет.

Другой важный момент – интернационализация вузов. Лучшие университеты мира являются, что называется, "глобальными", они притягивают лучших студентов и ученых из разных стран. Сильная межнациональная команда делает научные открытия, развивает новые технологии, изменяет представление о мире, расширяет границы познаний, проводит новаторские исследования, которые должны послужить как для экономического развития, так и для того, чтобы сделать мир лучше в целом.

Что касается России, для продвижения в рейтингах я бы советовал уделять сейчас особое внимание именно тем отраслям и трендам, которые уже развиваются в государстве.

Привлечение иностранных студентов и кадров — важнейший показатель, он не только улучшает саму репутацию вуза, но и обогащает студенческий опыт. Для российских студентов общение с иностранными учеными внутри вуза, людьми других культур и взглядов очень полезно. Когда в одном месте собираются люди с разным мышлением, работают в одной аудитории или лаборатории, это позволяет создать что-то креативное и новаторское.

Так что финансирование, интернационализация и привлечение талантов – то, что действительно важно.

- Что сегодня больше всего тормозит развитие российского образования и продвижение наших вузах в рейтингах? Что бы вы назвали нашей болевой точкой?

- Большая проблема — узкая направленность российских университетов. Это правильно иметь фокус, иметь понятную, "прозрачную", специализацию, однако сегодня наиболее интересные и перспективные возможности открываются тем, кто готов к изменяющемуся миру, кто изучал перекрестные дисциплины.

Нужно давать студентам необходимые знания, развивать в них критическое мышление, креативность

Сегодня все более востребованы специалисты, изучавшие Liberal Arts (многопрофильный бакалавриат, позволяющий комбинировать профили обучения). Математики, инженеры, которые изучали и гуманитарные дисциплины, сегодня очень ценятся на рынке. Это то, чего в России почти нет.

Если вы готовите специалистов слишком узкого профиля, давая ему только профильные предметы, он не станет креативным. Такой подход уже не годится для неизученного мира — нужно быть готовым работать в условиях технологий, которые еще не существуют, с техникой, которая пока не существует. Нужно давать студентам необходимые знания, развивать в них критическое мышление, креативность.

- Сколько лет нам понадобится для того, чтобы занять достойные позиции в международных рейтингах?

- Это достаточно длительный процесс. Однако Гонконгский университет науки и технологии, который был основан всего 25 лет назад, сейчас находится в сотне лучших по версии THE. Наньянский технологический университет (Сингапур), которому 35 лет, тоже смотрится очень достойно. Так что, думаю, десять лет – это вполне реалистичный срок, чтобы занять первые строчки, если политика будет сфокусированной, стратегически выстроенной, сосредоточенной на тех сферах, где есть потенциал. Мировой опыт показывает, что за 5-10 лет можно добиться огромных результатов в продвижении.

Российское образование испытывало большие трудности, однако сейчас у правительства страны есть сильная мотивация, и финансирование вузов улучшается. Так что для России десяти лет может быть вполне достаточно. Однако не стоит забывать, что эти годы, пока Россия будет стараться войти в сотню лучших, другие страны тоже не будут стоять на месте, и это усложнит процесс. Хотя в некоторых европейских странах сейчас есть определенные проблемы с финансированием — средств на образование выделяется меньше. Возможно, они потеряют почву под ногами, так что будет место для нового игрока.

- Недавно Счетная палата, наш парламентский орган финансового контроля, заявила, что средства, выделенные на проект "5-100", расходуются неэффективно, так как с момента его запуска весной 2013 года, российские вузы так и не пробились в мировые топ-100.

- Мы должны быть терпеливыми. Очевидно, что нужно время. 2020 год, который был обозначен в программе, – очень амбициозный срок. Вполне возможно, что на достижение целей понадобится больше времени. Университет не может измениться за одну ночь.

Университет не может измениться за одну ночь

Пока слишком рано судить, как расходуются деньги. Мы можем начинать критиковать проект хотя бы после 2020 года. Но я абсолютно уверен, что мы увидим результаты, пусть и не так быстро, как хотелось бы.

Осенью 2016 года в Калифорнийском университете Беркли пройдет мировой академический саммит Times Higher Education. Я не могу сказать, будут ли там российские представители, однако абсолютно точно, что в последние три года на международных конференциях и встречах все чаще можно услышать рассказ о российском образовании.


 

 

Источник информации: ИТАРР-ТАСС