03 марта 2016
Эксперты КФУ: В России наблюдается рост нетрадиционной религиозной идентичности

Как отметили эксперты, ставшие участниками специализированного круглого стола, организованного Татмедиа, религиозная идентичность - явление комплексное, оно, так или иначе, сочетается с другими формами идентичности: гражданской, этнической, правовой и т.д. В последнее время наблюдается значительный рост нетрадиционной религиозной идентичности. 

Исполнительный директор АНО "Казанский межрегиональный центр экспертиз" Вадим Козлов отмечает, что в зону их исследований активизация нетрадиционных организаций попала с 2014 года. Во время кризисных ситуаций нетрадиционные движения распространяются с большей активностью, их руководители как будто ждут ситуации, когда якобы могут помочь человеку.

- У них есть свои механизмы и способы для тех, кто попал в трудную ситуацию, - комментирует Вадим Козлов

Не секрет, что нетрадиционным влияниям подвержена также та часть населения, которая не определяет четко свою идентичность, принадлежность к той или иной религиозной или этнической группе. По данным 2015 года религиозную близость ощущают порядка 80% верующих, примерно такие же показатели и по этническому направлению. Это говорит о том, что у них есть основа, они менее подвержены влиянию нетрадиционных религий, но опасность по-прежнему сохраняется. Оставшиеся 20% находятся в группе риска. «Несколько тысяч татарстанцев разделяют нетрадиционные движения», - добавляет Вадим Козлов. Кроме того, что их руководители опираются на тех, кто попал в трудную ситуацию, они неплохо маскируются под традиционные конфессии. Увеличилось количество проповедников из Украины, дальнего зарубежья, которые нередко прибегают к несанкционированной рекламе и обещают открыть какие-то духовные тайны.

- Распространена ситуация, когда религиозная организация использует другие формы идентичности – политическую, гражданскую, правовую и т.д., для того, чтобы закрепить человека в своей религиозной структуре, - высказывает свою позицию заведующая кафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова.

Это касается любой религиозной организации: религия в той или иной степени затрагивает все сферы человеческого существования, давая свою оценку и выдвигая свои нормы, начиная от вопросов телесной чистоты и пищи, и заканчивая оценкой государственно-религиозных отношений и власти. Таким образом, участие в некоторых «делах по интересам» может, как вдруг окажется, носить религиозный, в том числе, прозелитический характер. Например, перед универсиадой активизация части религиозных организаций сводилась к спортивным мероприятиям для молодежи. Социально-полезное дело, однако, государству важно знать, кто работает с молодежью, имеют ли эти люди, помимо добрых пожеланий, соответствующую квалификацию.

- Сохранение традиционных ценностей - это миссия, а их размывание - серьезный фактор, который может отбросить всю страну назад. Нравственное измерение жизни требует защиты, а опыт, который у нас накоплен, уникален, - заявил первый зампредседателя ДУМ РТ Рустам хазрат Батров.

Религиозный деятель добавил, что на тему традиционного ислама существует очень много спекуляций, но необходимо говорить о каноническом ядре, следовании историческим школам, которые всегда были в Татарстане, и это одно из требований для священнослужителей. «Неправильно говорить, что традиционного ислама - нет, это как раз одна из попыток размыть идентичность», - уточняет Рустам хазрат Батров

- В свою очередь, руководитель миссионерского отдела Казанской епархии протоиерей Сергий Титов подчеркивает, что для религии всегда было важно ощущение единства верующих, ценности основываются на основополагающих критериях.

- В то время как традиционные религии говорят об основе для своих верующих, то нетрадиционные движения зачастую спекулируют ожиданием конца, что общество вокруг больно, и только мы сумеем выжить, - приводит пример Сергий Титов

Чтобы этого избежать, по его мнению, нужно заниматься в первую очередь профилактикой, не ждать, «пока весь организм заболеет», для этого нужно давать информацию об учениях традиционных религий, акцентировать внимание на духовном образовании, начиная с детского сада.

В школах уже есть предмет, посвященный основам мировых религий, но, по мнению руководителя миссионерского отдела Казанской епархии, этого недостаточно, ведь можно быть образованным человеком, но при этом сердцем и душой не определиться с приверженностью к тому или иному традиционному течению. Нужно повышать уровень критичного самосознания, в этом могут помочь профессиональные курсы при православных, мусульманских, других традиционных обществах.

Эксперты отметили, что не менее важна и информационная работа с населением. Например, Лариса Астахова рассказала, что когда раздают специфичные листовки, процент тех, кто придет в определенное нетрадиционное движение, ничтожно мал. Из посетивших семинары порядка 10% остаются в организации. Однако после разоблачительных публикаций в СМИ, например, после выступлений А.Дворкина на телевидении количество обращающихся, в том числе к действительно сомнительным течениям, увеличивается порой в четыре раза. Специалисты сошлись во мнении, что скорее важно обращать внимание не на запретах деятельности религиозных организаций, не на законодательных инициативах, а на широком информировании о различных религиях и просветительских мероприятиях. 

Подготовлено по материалам Татмедиа, автор Юлия Камахина и сопроводительным комментариям кафедры религиоведения КФУ.


Источник информации: Юлия Камахина (по материалам Татмедиа) и сопроводительные комментарии кафедры религиоведения КФУ