03 декабря 2012
"Ренессанс" ведет большую работу по пропаганде творческого наследия знаменитых мастеров искусств

30 ноября состоялось заседание литературно-художественного салона «Ренессанс». Салон работает при кафедре изобразительного искусства и дизайна ИФИ КФУ,  руководит проектом  зав. кафедрой, член Союза дизайнеров России, заслуженный учитель РТ, доцент Р.Ф Салахов.

«Недогоревшая свеча…»  - так названо заседание салона, посвященное творчеству художника Виктора Сынкова. Гостями вечера стали: вице-президент АН РТ, заслуженный деятель науки РТ и РФ, член Союза писателей РФ и Союза краеведов РФ академик Н.М. Валеев, ректор Института культуры мира ЮНЕСКО профессор Э.Р. Тагиров, заслуженный художник РФ и РТ В.А. Попов, музыкант, лауреат международных и всероссийских конкурсов Е. Коврикова. Специально к  заседанию салона в концертном зале ИФИ  размещены работы Виктора Сынкова из личной коллекции Н.М. Валеева.

Салон ориентирован на самый сложный вариант разговора об искусстве -  в формате «здесь и сейчас»,  приглашая талантливых людей,   определяющих  сегодня художественное лицо  Казани.  Только дважды были сделаны исключения, когда беседы об искусстве осуществлялись в ретроспективе.  Одно заседание было посвящено казанскому художнику А.А. Аникеенку (февраль 2012), а второе – Виктору Ивановичу Сынкову. Оба являются талантливыми художниками, чье  творчество связано с Казанью, здесь прошли первые (а в случае с В.И. Сынковым - единственная) выставки их работ, оба  прожили недолгую, но плодотворную жизнь, отличались яркой творческой манерой и сильным, независимым характером, абсолютно обделены вниманием критики и неизвестны широкому зрителю.

По традиции, заседание салона открыл его постоянный ведущий – доцент Михаил Константинович Яо. Как всегда точные, метафоричные интерпретации искусства на сей раз были дополнены личными воспоминаниями  о художнике.  Перед слушателями предстала личность незаурядная, независимая, одержимая творчеством, но отнюдь не мрачная и трагическая,  как это может показаться из графики В.И. Сынкова.

Н.М. Валеев увлек слушателей историей  своего знакомства с творчеством В.И. Сынкова. Наиль Мансурович является владельцем огромной коллекции работ художника и пропагандирует идею о создании музея Виктора Сынкова, которому готов подарить часть своего собрания. Слушатели в полной мере смогли оценить масштаб дарования художника,  своеобразие его письма, подержать в руках удивительные графические работы с философскими,  а иногда и саркастическими подписями. Обрывки бумаги, спичечный коробок, кусочек картона превращались в произведение искусства, благодаря  таланту художника единым движением пера, карандаша, ручки  одновременно организовывать черное и белое пространство.  Несмотря на маленький размер произведений А.И. Сынкова,  они  содержат в себе образы огромной художественной силы. Все,  чем сильна графика – мастерское обыгрывание конфликта между плоскостью и объемом, плоскостью и пространством, недосказанность, контраст фактур, создаваемых разнонаправленной штриховкой и т.д. -  воплощено в работах художника.

Если проводить параллели с художественной литературой, то В.И. Сынков – продолжатель традиций А.П. Чехова и Н.В. Гоголя. Подобно Чехову, он вводит в искусство огромный пласт  «маленьких людей» XX века и, как Гоголь, выявляет яркие типы и добродушно, а иногда и с сарказмом,  посмеивается над ними.

 «Ренессанс» начал, по мнению Н.М. Валеева, большую и значимую работу по осмыслению творческого наследия В.И. Сынкова, которая в будущем воплотится в монографических исследованиях, художественных альбомах, диссертационных работах и т.д.

Самыми строгими ценителями искусства, как правило, являются коллеги по цеху. Это объясняется не столько моментами  творческой ревности, сколько квалификацией, знанием кухни творчества, опасностей, которые подстерегают художника. Тем более ценна высокая оценка творчества В.И. Сынкова, высказанная  авторитетнейшим  мастером – художником  Владимиром Поповым.

Делясь впечатлением от мероприятия, профессор Э.Р. Тагиров обратил внимание аудитории на его высокую нравственную составляющую. В период конфликтного развития культуры, конкуренции, ориентации на личный успех и т.д. руководители проекта  озабочены решением благородной задачи – приобщения студентов к настоящему искусству, обеспечения  произведениям талантливого художника полнокровного существования в современном  художественном пространстве.

Музыкант Екатерина Коврикова  впечатления от произведений В.И.Сынкова выразила на языке другого искусства, которым владеет виртуозно,  - музыки.  Ритмический и эмоциональный строй сочинений Сергея Прокофьева, казалось, специально создавался под впечатлением образов В.И. Сынкова. Благодаря творчеству В.И. Сынкова возникло еще одно произведение искусства – афиша мероприятия, созданная Расыхом Фаруковичем Салаховым. Мастерская работа со шрифтом, изображением, ритмом, цветом, композицией создают произведение эмоционально активное по отношению к зрителю и точно выражающее идею мероприятия.

По традиции салон завершился показом коллекции студии костюма «TATAR STYLE» (руководитель лауреат всероссийских и международных конкурсов доцент Р.И. Салахова). Закономерно, что от показа к показу в «послужном списке» студии и руководителя прибавляется число конкурсов, где они стали лауреатами, призерами, обладателями специального приза и т.д. Меняются авторы, названия и назначение коллекций, остаются выразительность, яркая образность творческого почерка.

Заключительным аккордом мероприятия стало вручение художником Владимиром Александровичем Поповым тугр, созданных им для Энгеля Ризаковича Тагирова и Расыха Фаруковича Салахова. Эти работы стали для студентов еще одним фактом творчества в дополнение к мастер-классу художника, состоявшемуся в конце ноября на отделении искусств.