22 февраля 2016
Учительский субботник

20 февраля, в субботу, в лицее состоялась межрегиональная общественно-педагогическая акция «Учительский субботник».

20 февраля в лицее состоялась межрегиональная общественно-педагогическая акция «Учительский субботник», организованная Независимым педагогическим изданием «Учительская газета», НП ДВОК «Пенаты» (г. Москва), НП «Столичный учитель» (Клуб учителей года Москвы), ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа».

Вместе с московскими школьниками этот педагогический десант высадился в лицее, и его с удовольствием поддержали наши педагоги и лицеисты. Они побывали на всех занятиях и мастер-классах, оставив свои отзывы.

Учитель русского языка и литературы нашего лицея Лапина Ольга Викторовна так  отозвалась об акции «Учительский субботник»:

«Мне посчастливилось попасть на уроки Кружалова Владимира Владимировича, учителя истории и обществознания ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» г. Москвы, победителя конкурса «Учитель года России-2009», и Колечкина Ивана Сергеевича, учителя географии НП ДВОК «Пенаты», финалиста профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2010».

Интегрированный урок Кружалова Владимира Владимировича был посвящен одной из известных исторических битв России – Полтавской битве. Учитель не только дал ученикам, присутствующим в классе, детальное представление об этом историческом факте, но и с помощью интерактивной доски восстановил ход битвы, который участники мастер-класса могли воочию увидеть. Обращаясь также к культуре Руси того времени, педагог использовал на своем уроке аудиозапись одного из гимнов, специально написанных в то время после Полтавской битвы для прославления Петра I. Ученики были активными участниками мероприятия. Они охотно отвечали на вопросы учителя, заинтересованно следили за происходящим на интерактивной доске. Кроме того, им было предложено, используя исторические факты, восстановить текст поэмы А.С. Пушкина «Полтава», а также выразительно его зачитать. Связывая прошлое и настоящее России, Кружалов В.В. обратил внимание ребят на историю развития Москвы и московских улиц, одна из которых (Якиманка) имеет непосредственное отношение к Полтавской битве. Мастер-класс талантливого педагога никого не оставил равнодушным, все остались довольны и с восхищением благодарили Владимира Владимировича за такой урок.

Не менее интересным оказался мастер-класс Колечкина Ивана Сергеевича. Кто бы мог подумать, что о географических понятиях, явлениях и предметах можно рассказать таким образом! Урок был построен в виде диалога с присутствующими учителями и учащимися, которым было предложено найти «остров невезения». Тот самый, о котором когда-то пел герой гениального актера Андрея Миронова из фильма «Бриллиантовая рука». Используя знания по географии, а также логику и общий кругозор, все увлеченно искали этот остров и, действительно, нашли его. В ходе поиска ученики познакомились с предметами советской эпохи – виниловыми  пластинками, киноафишами. Благодаря игровой форме ученики не только пополнили свои знания по географии, но и повторили ранее изученный материал (знания о географической карте, климатических поясах, ориентация на местности). Мастер-класс Ивана Сергеевича оказался очень занимательным, полезным и интересным.


Учитель математики Евгения Анатольевна Парышева и учитель истории и обществознания Дина Султановна Билалова так отозвались об одном из уроков:

Сегодня 20 февраля 2016 года в рамках акции «Учительский субботник» учащиеся нашего лицея смогли почувствовать себя студентами первого в России всесословного высшего образовательного учреждения Славяно-греко-латинской академии. Урок истории, математики и латинского языка провёл учитель ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» (г. Москва), «Учитель года Тюменской области–2009», Лауреат конкурса «Учитель года России – 2009» Константин Васильевич Лупиков.

В начале урока прозвучал кант XVIII века. В результате ребята смогли окунуться в атмосферу прошлого, почувствовать энергетику времени Михаила Васильевича Ломоносова. Мы перенеслись в класс Славяно-греко-латинской академии. Учитель научил нас, как вести себя в этой школе. День в академии начался с урока математики по учебнику Л.Магницкого. Решали задачу. Непростая оказалась задачка, в уме не посчитать. Пришлось взять в руки перья и попробовать порешать. Класс наполнился скрипом гусиных перьев. Ох, и сложная задачка про старых и новых баранов. Спасибо Соломину Александру, который на доске написал ответ, а то считать пришлось бы в подушках и деньгах.

Учитель Константин Васильевич Лупиков воссоздал процесс обучения по двум направлениям: арифметика и латинский язык. Сначала мы читали такие знаменитые фразы на латинском языке, как «Пришел, увидел, победил» или «Уходя - уходи».  А затем стали тренировать память: за три минуты надо было запомнить как можно больше фраз на латыни и рассказать их учителю без помощи учебника. Победила в поединке Курбанова Ралина, она смогла  вспомнить последнее высказывание. 

В конце урока мы так же, как великий Михайло Ломоносов, подписали свои работы, заканчивая словами «руку приложил», и сдали работы учителю. Да, в XVIII веке нелегко было учиться, впрочем, так же, как и сейчас. Спасибо учителю за возможность перенестись так далеко в прошлое.
И в заключение состоялась беседа преподавателя с учениками об отличиях современного обучения и обучения в XVIII веке. Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора учащихся.  Большое спасибо Константину Васильевичу за такой прекрасный урок!

Алия Маратовна Мирмиева, учитель математики о мастер-класс  «Обыкновенное чудо»:

Мастер-класс «Обыкновенное чудо» проводил учитель физики гимназии №1514 г. Москвы, лауреат профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2009» Бобринев Юрий Владимирович.

Урок начался с вопросов к аудитории «Верите ли вы в чудо? Существуют ли привидения?». А затем учитель продолжил: «На данном мастер-классе мы постараемся разобраться, содержит ли мир, в котором мы живём, что-то таинственное и попробуем найти в нашей обыденности маленькое чудо».
Ребятам было предложено рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено. Почти все ученики предлагали свои варианты, и в трех из четырех картинок узнали радугу, хотя все картинки были очень разные. Тогда был сделан вывод,  каким же образом мы определяем, что изображено на картинке: 
1. восприятие объекта, 2. наблюдение за объектом и его анализ, 3. поиск в памяти нечто похожего, уже изученного ранее,  4. определение того,  что это за объект. Таким образом, было выявлено четыре этапа: наблюдение – анализ – синтез – образ. Далее, на примере двух рисунков учащиеся увидели, насколько восприятие зависит от окружающего мира. Так и в жизни, представление о мире каждого отдельного человека очень субъективно и зависит от окружения.

Возвращаемся к радуге и разбираем две версии понятия радуги:
1. современная – это оптическое явление, наблюдаемое, когда солнце освещает капли дождя;. 2. средневековая – мост, по которому души праведников уходят на небо. Обсуждаем, какая из версий точнее, и почему сейчас мы считаем, что современная версия наиболее приемлема. 

Ученики 7В класса предположили, что по современному определению мы можем получить её искусственно. Действительно, Юрий Владимирович показал опыт, проведённый в 1666 году И.Ньютоном, который использовал вместо солнца мощный фонарь, и на стене показалась радуга. 
Возвращаемся к вопросу веры в привидения. Выясняется, что спектр – это научное название радуги, а в переводе с латинского означает «привидение». Таким образом, мы увидели небольшое чудо. 

Вот  история о том, как много полезного открыла для нас обыкновенная радуга, и сколько научных открытий последовало за этим. 

Ученик 10А класса Таныгин Антон:

Мы побывали на уроке Бобринева Юрия Владимировича, учителя физики гимназии №1514 г. Москвы, лауреата профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2009». Он провел для  учеников 10А класса  мастер-класс по решению физических задач с использованием  метода размерностей. Юрий Владимирович начал урок с общих вопросов: «Что такое функция? Каков  ее смысл,  где мы применяем математические функции в физике?». Отвечая на возникающие вопросы, мы плавно перешли к единицам измерения,  существующим  системам измерения, таким как система «Си» и «СГЭС».  Заметили, что любая формула (или физический закон) является, по сути,  степенной функцией.              

После небольшого экскурса в историю, возник вопрос определения координаты тела в пространстве. Как определить ее без использования  современной техники? Для определения широты мы обращаемся к звездам (ориентация по полярной звезде), а для определения долготы нам нужно следить за положением солнца на небосклоне. Также возникает вопрос определения времени. С последним и возникает проблема... Нужен прибор, позволяющий «сохранить» полуденное время по Гринвичу. Для определения времени решили использовать колебание математического маятника.   Методом размерности мы вывели формулу периода колебаний математического маятника, которая очень близка к реальной формуле. Аналогично вывели еще  несколько формул. В завершение урока был сделан вывод о том, что, воспользовавшись теорией размерности, можно предугадать результат эксперимента с точностью до коэффициента, иногда даже не зная природы самих физических процессов.

В завершение урока  мы поблагодарили Юрия Владимировича за интересное и познавательное занятие и подарили ему в память о нашей встрече задачник с качественными задачами по физике, написанный учеными КФУ.  

Рученина Полина, ученица 7А класса: Я побывала на занятии по физике под названием «Невозможное возможно или почему летает вертолет?», в котором приняли участие ученики 7А класса и московской школы. Занятие для нас проводила Галина Аркадьевна Литвиненко, учитель физики образовательного центра ОАО «Газпром» (г. Москва). Она рассказала нам об интересных физических явлениях.

На мероприятии нас разделили на несколько команд, у участников которых были такие роли, как: теоретик, критик, экспериментатор, организатор, руководитель и хранитель времени. И начались интересные опыты по слиянию цветов, в которых мы сами смогли поучаствовать. Занятие проводилось в форме игры, где за каждый уровень отвечал определенный человек. Экспериментатор участвовал в опыте, который состоял в том, что учитель включал своеобразный вентилятор, на который был прикреплён круг, раскрашенный в разные цвета, и мы наблюдали один цвет, а когда экспериментатор включал стратоскоп, мы видели все цвета и даже могли остановить картинку. Кроме того, нам было дано видеоизображение, и мы всей командой должны были объяснить явление, которое происходило.

У меня остались только положительные впечатления об этом мастер-классе. Учитель очень интересно и наглядно преподнесла материал. Я узнала много нового из мира физики. Спасибо!

Тимур Хайрутдинов, ученик 9А класса:

В прошедшую субботу для членов редакции газеты «ЛиГа» был проведен мастер-класс «Лаборатория журналистики». Его провела специальный корреспондент «Учительской газеты» Родионова Оксана Александровна. Юные журналисты углубились в историю печатного дела, познакомились с азами писательства и осознали все трудности данного далеко не простого дела. 
Также лицеистам была предложена уникальная возможность разделиться на маленькие редакции и своими руками сделать настоящую полосу в «Учительскую газету»! Таким образом, эти маленькие редакции закрепляли прочную связь на последующее сотрудничество для того, чтобы показать людям из других областей России, чем прекрасен наш родной край. 
Стоит отметить, что для юных журналистов «ЛиГи» данный опыт был невероятно познавателен и в будущем времени обязательно принесет свои плоды. Как это увидеть? Увидите в следующем номере нашей газеты.

Александр Федорович Муравьев, учитель русского языка и литературы лицея, принял участие в брейн-ринге, сыграв в составе одной из команд:

Завершился учительский субботник брейн-рингом, который провел Владимир Владимирович Кружалов. Членами жюри были учитель русского языка и литературы лицея Гузель Динаровна Хусаенова и учитель математики ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» (г. Москва) Константин Васильевич Лупиков. В нем приняли участие как ученики лицея, так и гости. В некоторых командах были представители и тех, и других. Также каждой команде было предложено выбрать для помощи одного из присутствующих учителей в свой состав. Вопросы были посвящены всему, что связано с новым 2016 годом обезьяны. Все ребята боролись достойно, но в финал вышли только две команды. После упорной борьбы победила дружба – жюри объявило ничью.

В заключение «Учительского субботника» коллектив лицея и гости из Москвы обменялись благодарностями и выразили надежду, что такие мероприятия еще не раз пройдут в нашем учебном заведении.

Источник информации: Подготовила Г.И.Боглаевская, заместитель директора