11 февраля 2016
Кто ты? Решай сам

О проблеме выбора будущей профессии для подростка рассуждает эксперт Елабужского института КФУ Александра Ермолаева.

Проблема профессионального самоопределения достаточно остро стоит в настоящее время. Бытует мнение, что определяться с выбором профессионального пути следует в старших классах школы. Однако, по словам эксперта, старшего преподавателя кафедры психологии Елабужского института КФУ Александры Ермолаевой, для того, чтобы ученик пришел в этом возрасте к осознанному выбору профессии, необходима долгая профориентационная работа на протяжении всего периода обучения - с 1 по 11 класс.

В начальной школе у школьника должно сформироваться правильное отношение к труду, должна быть устойчивая мотивация, стремление трудиться.

«В среднем звене школьного обучения ученик должен обладать обширными знаниями о разных профессиях, - объясняет Александра Ермолаева, - Хорошо, если к моменту выбора профессионального пути, он сам совершит пробы в той сфере, которая ему интересна. Ведь одно дело, когда узнаешь о профессии через литературу и СМИ, другое – когда ты сам погружаешься в процесс профессиональной деятельности, узнаешь профессию изнутри, знакомишься с требованиями к работнику, основными видами деятельности. Часто представление школьников о профессии и само содержание труда данной профессии не совпадают. Это одна из причин ошибок в профессиональном самоопределении. Чтобы развеять этот «ореол» полезно встретиться с профессионалом в интересующей сфере. Этот человек сможет более точно и правдиво ответить на все вопросы школьников, касающихся его профессиональной сферы, оголит не всегда привлекательные стороны труда, о которых, возможно, школьники и не догадывались».

- Кто должен делать выбор - родитель, учитель или сам подросток?

- Профессиональный выбор должен осуществляться самостоятельно самим школьником. Родители, учителя, школьный психолог никаким образом не должны влиять на выбор старшеклассника, они лишь могут помогать ему в выборе профессии – снабжать информацией, оказывать моральную поддержку, делиться своим профессиональным опытом.

- Что должен учитывать школьник, чтобы определиться с будущей профессией?

- Для того, чтобы сделать правильный выбор,  молодому человеку нужно осознавать и свои интересы, и свои способности. Без заинтересованности к профессиональной деятельности не возможен дальнейший рост человека как профессионала, он не сможет развиваться, стремиться к решению профессиональных задач, так как профессиональная деятельность будет в большей степени тяготить его, чем вдохновлять. Таким образом, диагностика профессиональных склонностей и способностей –одна из задач профориентации в старшем школьном звене.

К концу школьного обучения у будущего абитуриента уже должно сложиться представление о своих интересах (что я хочу?), способностях (что я могу?) и о потребностях общества, региона (что надо?). Только учет этих трех сфер приведет к успешному профессиональному выбору.

- Как определить - в каком направлении развиваться, в какой профессии подросток будет успешнее? Где это можно сделать (в семье, в школе, у психолога)?

- Успех в профессиональной деятельности может пониматься по- разному: для кого-то это высокая оплата труда, для кого-то - профессиональное развитие, для кого-то – быть успешным – значит получить признание общества.

Мы будем понимать под успешным человеком в своей профессиональной сфере такого индивида, который обладает нужными компетенциями для осуществления профессиональной деятельности, стремится к саморазвитию в профессии, и при этом получает внутреннее удовлетворение от своего труда и считает оплату своего труда достойной (то есть вложенные им усилия соответствуют полученному материальному вознаграждению).

Никто (ни родители, ни учителя, ни психологи) не сможет дать гарантию, что сделанный выбор позволит человеку реализоваться в труде и быть успешным. Многое зависит от стремлений самого школьника, его направленности, усилий, которые он готов приложить для достижения своей профессиональной цели.

- Насколько, по –вашему, верно убеждение: "Нужно заниматься тем, что любишь, и тогда станешь успешным".  А можно полюбить то, чем уже сейчас занимаешься и быть таким же успешным, как в первом случае? (я говорю о тех, кто уже окончил институт по чьей-то рекомендации и работает там, где ему подсказали-порекомендовали-настояли).

- Конечно, профессиональная деятельность должна приносить удовольствие, тогда будет желание делать работу еще лучше, человек будет получать эмоциональное удовлетворение от труда. То есть интерес к профессии – важный фактор профессионального самоопределения. Но это лишь один аспект профессионального выбора. Кроме желаний у человека есть ряд возможностей, которые, безусловно, он может развивать, и в будущем, при условии востребованности его труда обществом, он сможет реализоваться в своей профессиональной деятельности. С другой стороны – существуют определенные потребности (экономический фактор). Каждый сам делает выбор в сторону того или иного аспекта: работать на хорошо оплачиваемой работе, но не получать удовлетворения, либо заниматься любимым делом, но на данный момент экономически не выгодным. Для гармоничного развития личности необходимо удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей в своем труде.

Источник информации: Екатерина Сайбель, пресс-служба Елабужского института КФУ