31 октября 2012
Ностальгия по Немому кино?

«Артист» — чёрно-белый художественный фильм, снятый в стилистике немого кино, романтическая комедия французского режиссёра Мишеля Хазанавичуса, вышедшая в 2011 году. В главных ролях – Жан Дюжарден и Беренис Бежо. История происходит в Голливуде, между 1927 и 1932 годами, и фокусируется на отношениях между  звездой  немого кино и начинающей актрисой в период заката Великого немoго и появления звукового кино.

«Артист» завоевал множество наград. Среди них:

«Лучший актер» (Дюжарден) в 2011 на Каннском кинофестивале, где состоялась премьера фильмa.

Фильм был номинирован на шесть Золотых глобусов, и выиграл три: «лучший фильм – комедия», «за лучшую музыку к фильму» и «лучший актер».

В январе 2012 года фильм был номинирован на двенадцать “BAFTAs” и выиграл семь, включая за «лучший фильм», «лучшую режиссуру», «лучший оригинальный сценарий» и «лучший актер» (Дюжарден).

Он был тоже номинирован на десять премий Оскарa и выиграл пять: «за лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучший актер» (Дюжарден был первым французским актером, кому удалось получить Оскар за лучшую мужскую роль). Это был первый французский фильм, который стал «лучшим фильмом». Отметим, что «Артист», главным образом, немого черно-белое кино.

Во Франции он был номинирован на десять премий Сезар и выиграл шесть, включая за «лучший фильм», «лучшую режиссуру» и «лучшую женскую роль» (Бежо). «Артист» собрал наибольшее количество премий за всю историю французского кинематографа.

В чём же секрет такого ошеломительного успеха?

С эти вопросом мы обратились к студентам отделения журналистики.

Зиля Шамионова:

История, мода – они цикличны, идут по спирали, и не удивительно, что немой фильм снова стал популярен. Наш кинозритель, избалован. Спецэффекты, 3D, анимации, компьютерная графика – люди сыты подобными явлениями. Именно поэтому черно-белый фильм имел такой успех.

Вообще, отсутствие различной «мишуры» в виде спецэффектов позволяет зрителю увидеть не картинку, а смысл, игру актеров, уловить чувства и переживания.

Режиссер (Мишель Хазанавичус) отрицает все существующие в кино тенденции, но, как ни парадоксально, делает он это во имя кино.

И прием «кино в кино» тут также не случаен. Снять кино об исчезновении немого кино – верх гениальности, на мой взгляд. Выбор жанра черно-белого немого кино делает «Артиста» фильмом вне времени.

Безусловно, это кино (немое черно-белое) имеет свои преимущества – звук, свет, игра теней, музыка. Кстати, музыка здесь как нельзя лучше передает эмоции героев.

Сюжет и смысл самого фильма, несомненно, сыграли свою роль, но все же внешние проявления немого кино ничуть не менее важны.

Лина Зинатуллина:

Честно говоря, черно-белые, а тем более немые фильмы всегда были сложны для моего восприятия. Двухцветная картинка наскучивала и утомляла глаз. Однако с "Артистом" вышло иначе – фильм я смотрела на одном дыхании. Он оказался очень увлекательным и душевным, а обаяние актеров не давало отвести взгляд от экрана.

И все же удивительно, почему в наше время немой фильм получил столь широкое признание и огромное количество наград?

Во-первых, немое кино в 21 веке – это очень необычно и, конечно же, обращает на себя внимание. Помимо оригинальности в черно-белом беззвучном фильме есть особый шик.

Режиссеру удалось добиться ощущения того, что мы действительно смотрим фильм тех лет, а потому у современного зрителя не возникает сильного дискомфорта от отсутствия звука, он полностью погружается в эстетику немого кино.

На мой взгляд, главные достоинства "Актера"  – это торжество визуальности и искренность эмоций. Без слов, без цвета рассказать и показать историю, заставляющую плакать и смеяться, – настоящее искусство. А что касается искренности, тут во многом помогает опять же атмосфера прошлого, «когда трава была зеленее, а чувства п̀одлиннее».

Чумагина Кристина:

Снимать немое черно-белое кино – большой риск для настоящего времени, но, тем не менее, фильм «не утонул», а, даже больше, завоевал многочисленные награды. Ну а кто же сумел продать немой фильм в наше время? Если и есть кто-то в Голливуде, кто может это сделать, так это Харви Вайнштейн. Он купил права на распространение фильма в США, прямо перед Каннским фестивалем. Некоторые американцы до сих пор не совсем поняли, что фильм французский. Это еще одна уловка Вайнштейна. И в самом деле, американцы не стали бы платить за немое французское кино, а уж тем более, давать ему Оскар.

«Артист» – это реальное восхваление американского кинематографа, фильм льстит старому Голливуду. Что касается творческой составляемой фильма. Эмоции без слов, музыка и, конечно же, актеры, игра которых в немых черно-белых условиях приобретает новый «давно забытый старый» оттенок. Фильм возвращает нас в старое, доброе кино, которое еще не познало коммерческой стороны кинематографа. Ну и, конечно же, трогательная история любви, которая лежит в основе сюжета. Такая банальная, но всеми любимая.

Лаурин Тёгельс:

Это правда, что «картинка» часто говорит больше, чем тысяча слов. И это, конечно, относится и к фильмy «Артист». Фильм – не просто «теплая» дань немому кино, это также отличный фильм сам по себе.

Если не полагаться на звук, то надо рассказать свою историю визуально. Хазанавичус так и поступает. Результат: чувство юмора, гламурные чернo-белые фотографии и игривaя камерa. И хотя сюжет предсказуем, но это тоже дань жанру.

 



Источник информации: автор-составитель Татьяна Сергеева