24 октября 2012
По итогам форума принята РЕЗОЛЮЦИЯ

20 октября по итогам Международного научно-практического форума, "Сохранение и развитие родных языков и литератур", который проходил в ИФИ КФУ принята резолюция единогласно.

 

Международный научно-практический форум "Сохранение и развитие родных языков и литератур" подготовлен и проведен Казанским федеральным университетом на базе Института филологии и искусств КФУ при содействии Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан, Федеральной национально-культурной автономии татар, Исполкома Всемирного конгресса татар, Межвузовского совета по развитию поликультурного образования при Совете ректоров вузов Республики Татарстан, Учебно-методической комиссии по специальности “Родной (татарский) язык и литература” Учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров на базе Московского педагогического государственного университета, Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В работе форума приняло участие более 500 человек, среди которых – государственные и общественные деятели, руководители кафедр и других структурных подразделений, профессора, преподаватели, студенты, аспиранты и соискатели высших учебных заведений России, США, Японии, Турции, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины и др.

В рамках форума состоялись:

•Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы»;

•Международная научно-практическая конференция «Классическая филология и татарская литературоведческая наука: актуальные проблемы и перспективы развития”;

•Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов, посвященная памяти заслуженного профессора Казанского государственного университета Вахита Хозятовича Хакова;

•Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая памяти выдающегося профессора, доктора филологических наук, заслуженного преподавателя Казанского университета Флёры Садриевны Сафиуллиной;

•Круглый стол «Актуальные проблемы сохранения и развития родных языков и литератур»;

•Заключительный тур Международной олимпиады по татарскому языку;

•Республиканский конкурс для учащихся 9-11 классов «Татарларга тылмачлар кирәк».

Международный научно-практический форум "Сохранение и развитие родных языков и литератур" способствовал плодотворному обмену информацией и результатами научных исследований между учеными регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья. В ходе его работы были обсуждены актуальные проблемы, связанные с сохранением и развитием родных языков и литератур, а также с изучением, распространением и обобщением передового опыта в данном направлении, среди которых:

- перспективы развития родных языков, языковое планирование и законодательство;

- государственная политика поддержки, сохранения и развития родных языков и литератур;

- сравнительно-историческое и сопоставительное изучение языков и литератур;

- языковая и литературная идентичность в современном поликультурном пространстве: опыт различных республик и стран;

- проблемы подготовки и повышения квалификации учителей родного языка и литературы;

- опыт преподавания родных языков и литератур в образовательных учреждениях различного уровня;

- языковая картина мира и проблемы межкультурной коммуникации;

- роль видных татарских ученых-языковедов В.Х.Хакова, Ф.С.Сафиуллиной в сохранении и развитии родных языков и литератур;

- родные языки и литературы как инструмент воспитания патриотизма и толерантности, развития и сохранения духовного и материального наследия народов и др.

В представленных на форуме научных материалах отражены новейшие научные достижения и передовой педагогический опыт в области изучения и преподавания родных языков и литератур.

Обсудив широкий спектр вопросов в области функционирования, сохранения и развития родных языков и литератур, участники форума рекомендуют всячески укреплять культурное и языковое разнообразие в условиях изменяющегося мира и глобализации, проводить научно обоснованную и взвешенную языковую политику, а также считают необходимым:

1. В целях формирования единого научно-образовательного пространства для сохранения и развития родных языков и литератур в условиях мировой глобализации, пропаганды татарского языка и литературы:

- обратиться к Президенту Республики Татарстан Минниханову Р.Н. с просьбой рассмотреть вопрос о возможности: 1) создания Института Тукая как единого координационно-исполнительного центра по сохранению, развитию и распространению татарского языка, литературы и культуры (по аналогии с Институтами Гёте, Конфуция, Сервантеса, Юнус Эмре и др.) c передачей ему функций координации деятельности образовательных проектов, нацеленных на поддержку детей-татар и татарского языка и литературы за пределами Республики Татарстан; 2) издания международного журнала «Tatarika» с соответствующим финансированием из республиканского бюджета и использованием научно-педагогического потенциала Института филологии и искусств Казанского федерального университета;

- создать на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета при поддержке Правительства Республики Татарстан Международную ассоциацию преподавателей татарского языка и литературы (МАПТЯЛ) и организовать ее постоянную деятельность;

- создать на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета единый Координационный совет по вопросам исследования и функционирования родных языков и литератур в тюркоязычных регионах Российской Федерации и странах СНГ (далее – Координационный совет) с возможным участием в его работе ученых-филологов и лингвометодистов стран дальнего зарубежья;

- просить Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Татарстан при формировании комиссий, рабочих групп по разработке концептуальных основ изучения, сохранения и развития родных языков и литератур, совершенствования форм контроля знаний (в т.ч. ЕГЭ), организации рецензирования и присвоения грифа учебникам и учебным пособиям по русскому языку и литературе, включать в их составы членов Координационного совета и МАПТЯЛ.

2. В целях дальнейшего развития этнокультурного (национального) образования и совершенствования процесса обучения родным языкам и и литературам рекомендовать органам управления образованием национальных регионов России и стран СНГ:

- продолжить дальнейшее развитие сети общеобразовательных учреждений с углубленным изучением родного языка и литературы;

- продолжить работу с федеральными органами государственной власти по проработке вопросов интеграции региональной, национальной, этнокультурной составляющих в федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования и примерные основные образовательные программы образовательного учреждения;

- проработать вопрос с Министерством образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в типовое положение об общеобразовательном учреждении, учитывающих специфику организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с родным языком обучения и образовательных учреждениях, в которых организовано изучение языков народов Российской Федерации;

- определить и согласовать с федеральными органами государственной власти систему рецензирования и издания учебной литературы на родных языках, по родным языкам и литературам, а также проработать вопрос легитимности используемой в многонациональных воскресных школах учебной литературы, изданной за пределами Российской Федерации, по истории, культуре и языкам разных народов;

- при разработке учебных программ, учебников и учебных пособий по родным языкам и литературам ориентироваться на использование современных подходов и новых интерактивных технологий обучения, развитие у учащихся коммуникативной компетенции; ввести в содержание данных учебных программ, учебников и учебных пособий результаты изучения национальных картин мира и фольклора народов Российской Федерации и стран СНГ.

3. В целях дальнейшего развития исследований в сфере родных языков, литератур и культур:

- активизировать научно-исследовательскую деятельность в сфере изучения структурно-содержательных особенностей и закономерностей функционирования родных языков и литератур в современном полиэтническом пространстве;

- наладить координацию деятельности научных центров Российской Федерации по исследованию родных языков и литератур;

- усилить деятельность по повышению качества подготовки кадров высшей квалификации для работы в области преподавания и исследования родных языков и литератур;

- активизировать научно-популяризаторскую деятельность по изучению языка, литературы и культуры народов России;

- поддерживать и развивать двуязычную среду, сложившуюся в национальных республиках Российской Федерации, для чего – продолжить подготовку специалистов, профессионально владеющих русским и родным языком, хорошо знающих мировую, родную и русскую литературу, владеющих приемами и методами сопряжения родной и русской культур, способных вести преподавательскую деятельность и научные исследования современного уровня;

- просить: руководство Казанского федерального университета организовать и провести через каждые 3 года на базе Института филологии и искусств Международный научно-практический форум "Сохранение и развитие родных языков и литератур"; Правительство Республики Татарстан и Академию наук Республики Татарстан в год проведения вышеуказанного форума организовать конкурс научных работ молодых ученых и учредить Специальный грант за особые достижения в изучении родных языков и литератур.