28 ноября 2015
Образовательный потенциал магистерских программ: АРТ-журналистика

25 ноября 2015 г. в Союзе журналистов Республики Татарстан состоялось заседание межвузовского научно-методического круглого стола-конференции «Инновационные формы преподавания в области арт-журналистики».

Организатором этого форума совместно с Союзом журналистов РТ стала кафедра теории и практики электронных средств массовой информации Казанского федерального университета. Вела круглый стол доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Татьяна Сергеева.

В заседании круглого стола приняли участие представители целого ряда казанских вузов и научных институтов, журналисты ведущих изданий и телеканалов Республики Татарстан, работники учреждений культуры РТ.

Основной целью научной дискуссии было осмысление особенностей образовательных технологий, применяемых при обучении будущих магистров в области арт-журналистики. Магистерская программа в этой области открылась на отделении массовых коммуникаций КФУ силами кафедры теории и практики электронных средств массовой информации. Опыт такой подготовки в России еще не приобрел устойчивые формы, преподавательские коллективы находятся в процессе поиска новых технологических приемов и методик, позволяющих не только давать специальные знания, но и формировать у будущих магистров компетенции киноведов, театроведов, музыковедов, искусствоведов в контексте современных требований к журналисту, освещающему вопросы культуры и искусства.

Широкий спектр тем, заявленных для выступления на круглом столе, позволил очертить круг интересов участников, представленных в форматах методики преподавания творческих дисциплин, рефлексии творческого процесса журналиста, интеграции образовательных моделей в социокультурное пространство. Так в докладе кандидата искусствоведения Ольги Улемновой (ИЯЛИ АН РТ) были осмыслены вопросы и проблемы восприятия изобразительного искусства в информационную эпоху, главная из которых лежит в сфере соотношения подлинника и копии. Знакомство с подлинником не может быть заменено на созерцание копии, считает автор, поэтому важным является процесс включения в образование культурных учреждений – музеев, выставок, хранящих и передающих культурное наследие. Ольга Улемнова сделала акцент на особенностях восприятия произведений искусства современным поколением, которые во многом предопределены бурным развитием информационных технологий, предложив при этом разработать и ввести в программы подготовки будущих арт-журналистов специализированные курсы с посещением музеем, художественных мастерских и музейных фондов. Это позволит приблизить подлинник к студенту и способствовать познанию смысла и мудрости произведений искусства.

Главный редактор сетевой газеты «Казанские истории» Любовь Агеева описала портрет современного журналиста, который пишет сейчас о культуре и искусстве. В ее сообщении были сформулированы основные требования к такому журналисту, среди которых: развитый личностный потенциал; эстетический вкус и образование; культура общения; стремление и способность к самообразованию. Опираясь на личностный опыт, Любовь Агеева нарисовала картину современной арт-журналистики, отличающуюся желанием передать грядущему поколению журналистов накопленные знания и опыт мэтров. Главным методом подготовки арт-журналистов должен стать метод активного погружения в процесс создания журналистского текста, с одной стороны, считает Л. Агеева, и в процесс постижения явлений культуры и искусства, с другой. Такие активные формы обучения – это будущее образования в сфере арт-журналистики.

О профессионализме журналиста, пишущего на темы культуры и искусства, говорила Ольга Гоголадзе, журналист интернет-портала KazanFirst. Она подчеркнула, что деятельность регионального журналиста любого интернет-издания сопряжена с целым рядом сложностей, одной из который является стремление к универсализации всех редакций СМИ регионов, что практически лишает возможности глубокой и вдумчивой специализации, так необходимой арт-журналисту. Конвергентная журналистика, по словам О. Гоголадзе, не допускает узкой специализации и профессионализации в рамках одной темы, поэтому журналисты, пишущие только на темы искусства и культуры в регионе весьма редки. Они не всегда обладают необходимым набором знаний и нуждаются в помощи со стороны представителей искусства и культуры.

О внутреннем смысле профессии и его формировании говорил театральный критик, руководитель литературно-драматической части Татарского государственного академического театра им. Галиаскара Камала Нияз Игламов. Глубокое знакомство с предметом отражения – залог высокого профессионализма, считает критик. Это позволит студенту не только осмыслить свое положение в профессии, но и сконцентрировать внимание на истинных проблемах культуры и искусства. Сам известный блогер, Н. Игламов призывает больше говорить о том, что волнует, является важным и существенным для личности культуры и искусства, не боясь слыть при этом субъективным. Учить мыслить и логически рассуждать – это задача образования в сфере культуры и искусства.

Интересными предложениями отличались выступления звукорежиссера службы национального вещания ГТРК «Татарстан», создателя документальных фильмов Зуфара Хайруллина и преподавателя Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина Дмитрия Зибрева. Оба сделали акцент на внедрение новых информационных технологий в профессиональное образование будущих арт-журналистов, необходимости повышения образовательного уровня  обучающихся и стимулировании творчества студентов.

Глубоким анализом современного состояния телевизионной арт-журналистики отличался доклад главного редактора редакции музыкальных и литературных программ телеканала «Татарстан-Новый век» Зульфии Асадуллиной. Основываясь на опыте подготовки музыкальных журналистов в Казанской государственной консерватории и работы с молодыми журналистами на телеканале «Татарстан-Новый век», а также на обзоре информационной политики национального телевещания в условиях рынка, З. Асадуллина предложила формировать у будущих арт-журналистов  компетенции, отвечающие современным требованиям монетизации творческого продукта, в том числе и продукта культуры и искусства. Это веление времени, без которого сложно представить будущее средств массовой информации и в частности телевидения.

Заведующий кафедрой киноискусства Казанского государственного университета культуры и искусств Алексей Барыкин построил своеобразную модель взаимодействия представителей регионального кинематографа и будущих журналистов, в процессе которого как раз и может осуществляется образовательная подготовка арт-журналистов, специализирующихся в области кино. В модель вошли такие инновационные формы как открытые съемки, занятия в форме имитационных игр и погружения в реальный съемочный процесс: «День на съемочной площадке», «Я – помощник режиссера» и т.д. Ценность такого образовательного взаимодействия в формировании особого чувства причастности к созданию фильма, позволяющего журналисту осваивать его технико-технологические особенности и способствующего пониманию кухни кинопроизводства, а значит – и его интерпретации.

Высоким эмоциональным накалом отличалось выступление доцента кафедры журналистики КФУ Айрата Бик-Булатова, в котором он раскрыл особенности междисциплинарных подходов к преподаванию истории журналистики, а также показал связь между литературой и журналистикой в контексте формирования публицистических компетенций будущих арт-журналистов.

Руководитель литературно-драматической части Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Жанна Мельникова рассказала об особенностях работы с молодыми журналистами, о необходимости их адаптации к сфере музыкальной культуры и о том, как эти вопросы решаются в театре.

Участниками межвузовского научно-методического круглого стола-конференции также стали: профессор, заведующий кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации  Елена Дорощук (Проективное и миметическое обучение в системе подготовки магистров арт-журналистики), доценты кафедры теории и практики электронных средств массовой информации КФУ Руслан Бушков (Искусство фотографии в контексте арт-журналистики), Маргарита Богаткина (Междисциплинарная методика контекстной интерпретации художественных и публицистических текстов), Татьяна Сергеева (Подготовка научной конференции как средство формирования целого ряда компетенций магистра арт-журналистики), Муршида Фатыхова (Курс «Актуальные проблемы арт-журналистики»: новые подходы), ассистент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации КФУ, кандидат философских наук Ирина Бабич (Герменевтическая методология и арт-журналистика), доцент кафедры татарской журналистики КФУ Ильгам Фаттахов (Специфика преподавания татарской публицистики для магистров).

Результативность проведенного круглого стола заключается в том, что участниками было достигнуто понимание стоящих перед системой образования магистров в области арт-журналистики задач, обозначены пути их решения и сформулированы проблемы, характеризующие основные болевые точки как арт-журналистики, так и образования в этой сфере на региональном уровне.

Сборник научных материалов участников межвузовского научно-методического круглого стола-конференции «Инновационные формы преподавания в области арт-журналистики» выйдет в свет в первом полугодии 2016 года.

Источник информации: Стенограмма межвузовского научно-методического круглого стола-конференции