28 сентября в Институте языка КФУ проходила встреча преподавателей и студентов с научным сотрудником Лейпцигского университета доктором Андреасом Мэдебахом (Dr. Andreas Maedebach).
В ходе встречи состоялся «круглый стол» о преимуществах и недостатках Болонского процесса и его реализации в Европе и России. Акцент был сделан на ситуации с бакалавриатом и магистратурой в Германии.
Вначале немецкий гость рассказал о введении бакалаврских и магистерских специальностей в Лейпцигском университете в связи с переходом на Болонскую систему. Например, на бакалавриат по специальности «психология», введенной пять лет назад, в прошлом году было подано около 3500 заявлений на 75 имеющихся мест. Конкурс – 46,6 человек на место! Такая популярность объясняется не только большой привлекательностью данной специальности, но и тем, что абитуриенты имеют возможность подавать заявления самостоятельно сразу в несколько университетов. Вступительных испытаний нет. Решающим критерием при отборе будущих студентов в университет является их средняя оценка итогового выпускного экзамена в гимназии. По специальности «психология» она составляет в среднем 1,3-1,4 балла (в нашей системе оценивания это соответствует 4,6-4,7 балла). Высокий проходной балл является гарантией мотивированности бакалавров к учебе, процент бросающих обучение небольшой.
Были также обсуждены вопросы организации обучения в бакалавриате, содержания и последовательности изучения различных предметов, состоящих из модулей (лекций, семинаров, туториев, практик). За время обучения в бакалавриате студент должен набрать 180 кредитных единиц (30 единиц в семестр), которые отражают необходимое рабочее время для освоения той или иной дисциплины. Одна кредитная единица равна приблизительно 30 часам аудиторных занятий и самостоятельной работы. Студентов КФУ интересовал вопрос о возможностях самостоятельного выбора предметов в университетах Германии. Как оказалось, обучение в бакалавриате осуществляется по утвержденному плану, возможности выбора крайне ограничены. Условием для получения бакалаврского диплома является успешная сдача промежуточных экзаменов и написание бакалаврской работы.
Обучение в магистратуре интересовало присутствующих не меньше. Количество магистерских мест по специальности «психология» в Лейпцигском университете чуть меньше, чем количество бакалаврских, так что практически каждый бакалавр может продолжить обучение в магистратуре. Ситуация во многих других немецких университетах выглядит существенно хуже: количество магистерских мест может составлять лишь 30-40 процентов от бакалаврских. Претендовать на данные места могут и россияне при условии наличия у них диплома бакалавра или специалиста с необходимым набором изученных предметов, а также владения немецким и английским языками. Необходимым условием является также написание четкого мотивационного письма. Учебные планы в магистратуре более гибкие, студенты могут выбирать предметы из ряда предлагаемых. Более того, выбор предметов необходим для дальнейшей специализации, а само их содержание научно-ориентированное. По окончании магистратуры приблизительно каждый десятый хотел бы писать диссертацию на соискание степени PhD.
Присутствующих интересовал вопрос о стоимости обучения. В большинстве восточногерманских университетов плата за обучение отсутствует, а в западногерманских землях плата за обучение уже введена и составляет 500-700 евро в семестр. Однако, несмотря на это, Германия была и остается страной, привлекательной для абитуриентов из других государств, доля зачисленных иностранных студентов также высока.
В ходе дискуссии была обсуждена и проблема востребованности бакалавров на рынке труда. По данному вопросу внятных экономических данных пока нет, так как в Германии выпускники с бакалаврским образованием, как правило, стремятся закончить и магистратуру. Однако со стороны предприятий и организаций принимается ряд инициатив по содействию трудоустройства бакалавров. Работодателями проводятся различные мероприятия по адаптации бакалавров в профессиональной сфере.
Добавим, встреча проходила в непринужденной и дружеской атмосфере и стала, безусловно, полезной.