15 сентября 2015
Как нас обманывает зрение

Наше зрение зачастую нас обманывает. Законодатели поняли это, и совсем недавно вступил в силу закон, обязывающий пешеходов в темное время суток носить одежду со светоотражающими элементами. Ученые КФУ уверены, что такие меры способны помочь избежать трагедий и спасти человеческие жизни.

К сожалению, ДТП совсем не редкость в наши дни, и у медиков, физиологов также есть этому объяснение, связанное с особенностями зрения. «На сетчатке глаза есть, так называемое, желтое пятно – зона наиболее острого зрения. Наш глаз находится в постоянном движении, чтобы удерживать изображение в центре желтого пятна, то есть лучше видеть. Однако когда человек находится за рулем, его взгляд фиксирован, - поделился Александр Михайлович. – Еще одна сложность связана с тем, что, на самом деле, «видим мы мозгом»: изображение, которое попадает на сетчатку глаза, передается в мозг. Конечно, весь этот процесс занимает доли секунды, но этого достаточно, чтобы случилось ДТП». 

 

Тест на цветовосприятие. А ты видишь                                                                           цифры?

«Стоит очень четко разделять зрение дневное и зрение сумеречное, - рассказал доцент кафедры физиологии человека и животных Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Александр Еремеев. – В глазе человека присутствуют два типа рецепторов: палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и колбочки, отвечающие на цветное зрение. Эти колбочки работают только днем, и днем мы цвета различаем, в сумерках работают только палочки, а значит, как гласит пословица: «Ночью все кошки серы». Чем ниже уровень освещенности, а освещенность связана с интенсивностью светового потока, тем хуже работает наше зрение. Так что в темноте мы, вообще, ничего не видим».

Кстати, примером того, что от количества палочек и колбочек зависит восприятие цвета, является недавний спор в интернете: платье бело-золотое или сине-черное. Платье видится сине-черным или бело-золотым в зависимости от того, имеет ли ваш глаз больше палочек или колбочек, а также от условий освещенности в помещении. 

По словам Александра Михайловича, когда фары работают и луч света «вырывает» вдалеке какую-то фигуру, зрение срабатывает таким образом, что фон остается темным, и часто фигура на темном фоне тоже не видна. В результате водитель совершает наезд на пешехода. «Если же пешеход использует в одежде светоотражающие элементы, то световой поток, который попадает на элемент, отражается, попадает на органы зрения, и, в результате, яркая точка очень хорошо видна на темном фоне», - прокомментировал он ситуацию.


Кстати, любимые молодежью кроссовки со светодиодами кардинально ситуацию на дороге не изменят. «Светодиоды способны помочь только в том случае, если они «вырисовывают» контур тела. В противном случае, например, если речь идет о кроссовках со светодиодами, будет совершенно не понятно, что на дороге находится человек, а не что-то другое», - рассказал Александр Еремеев. 






Источник информации: Анна Кирпичникова