Фестивальное утро началось с публичной лекции талантливого педагога, эксперта в области проектирования образовательных программ Кирилла Митрофанова.
Тема выступления - "Проектирование, управление и оценка образовательных программ". Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания истории исторического факультета Московского государственного педагогического университета, проректор института образования МИЭМ НИУ ВШЭ Кирилл Митрофанов начал лекцию, сразу обозначив основные проблемы современных российских образовательных стандартов.
"После принятия закона о государственных образовательных стандартах основной обязательной деятельностью учителей становится проектирование учебных программ, однако мест, где этому учат, нет до сих пор. Это базовое основание, почему я выбрал представленную тему".
Лектор говорил о том, что поведение детей изменилось потому, что изменилась модель детства и времени. Интернет, телевизор стали наиболее информативнее, чем школа. Именно поэтому необходимо менять содержание образования, применять новые формы обучения. В силу того, что основа науки, технологии меняются быстрее, чем этому успевают обучить, нужно менять вектор образования: учить школьников и студентов искать не пути решения задач, а решение проблемных ситуаций. В России слишком развитые методические разработки и слишком жёсткий педагогический процесс, поэтому учебная деятельность детей чаще всего направлена на чтение и запоминание. Однако для эффективного запоминания и понимания предоставляемой информации учащийся должен встать в позицию учителя, помогать проводить уроки, находить информацию сам, быть заинтересован в процессе обучения. Для этого, к примеру, в гуманитарном направлении около 30% времени школьной программы должно отводиться дискуссиям. К сожалению, не каждый учитель имеет такую возможность, а иногда нет и желания.
Решить многие образовательные проблемы помогут грамотно составленные образовательные программы. Кирилл Митрофанов поделился с участниками Фестиваля принципами проектирования программ, которые разработаны учёным совместно с коллегами из Высшей экономической школы г. Москва.
Принцип проектирования от результата (проектирование с конца). Здесь предлагается изменить слово "целеполагание", с которого обычно начинают писать образовательную программу, на слово "результат". Таким образом, увидев результаты, учитель сможет понять, какая цель была достигнута. Например, вместо того, чтобы ставить целью, привить ребёнку чувство патриотизма, мы научим его садить дерево, тем самым ему не захочется уничтожать деревья, а с этого уже начинается любовь к природе и затем к Родине.
Принцип интеграции содержания. Это касается образовательных программ для студентов, старшего и среднего школьного звена. Кирилл Митрофанов предложил объединить между собой предметы, задавая на контрольных срезах такие вопросы, в которых прослеживаются межпредметные связи. Например, связь истории и литературы: "Что вы можете рассказать об А.С. Пушкине как историке?".
Принцип открытости. Педагог должен ставить приоритетной задачей создание прозрачной системы оценивания, доступной для ученика программы урока и т.д.
Принцип ответственного действия. Необходимо вносить в образовательную программу задания, которые помогут учащимся почувствовать в чём-либо степень ответственности. Студентам педагогического университета можно предложить сходить на практику в Детский дом, тогда будет понятно, готов ли он стать преподавателем. Некоторые не выдержат испытания, поймут, что это не их профессия, но кто-то станет приходить туда снова и снова. Те, кто вернуться, и есть настоящие педагоги.
Принцип распределения действий во времени. Каждому преподавателю необходимо понять, эффективно ли то, что он даёт учащимся или это уже устарело. Учитель должен направлять свои действия на то, что поможет ученику даже далеко в будущем.
В конце выступления Кирилл Митрофанов дал совет всем учителям: "Быть очень прагматичным при создании программ, более того, не работать одному, а работать в группе, тогда это будет интереснее. Это вообще одна из самых интересных вещей - придумывать то, чего ещё нет. Ну, а для того, чтобы этому программу реализовывать, нужно быть аккуратным, последовательным, или, по крайней мере, стараться избавиться от мифов в своей голове. Педагоги - они же сказочники: сами сказки придумывают, сами их рассказывают, сами в них верят!".