Один из занимательных мастер-классов в рамках работы секций учителей и преподавателей физики и информатики провела сегодня Петрова Елена Борисовна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики для естественных факультетов Московского педагогического государственного университета, сотрудником которого является с 1982 года. Елена Петрова имеет более 130 публикаций, из них 3 монографии по проблемам преподавания физики студентам естественных факультетов и естественнонаучных дисциплин в школе и вузе. В круг ее интересов входят проблемы учебного эксперимента; физическое и естественнонаучное образование; проектная деятельность.
По словам Елены Борисовны Петровой, физика – наука многогранная и преподавание ее медикам, учителям естественных предметов и физикам существенно отличается.
Елена Борисовна обратила внимание на существенное уменьшение интереса у детей к наблюдению природных явлений. «Чтобы вернуть этот интерес, ученикам нужно рассказывать им что-то увлекательное, чтобы они могли, выглянув в окно, увидеть в знакомом интересные физические явления, объяснить их, используя знания, полученные на уроке. Чтобы снова заинтересовать детей науками естественнонаучного цикла, нужно постараться рассказывать просто о сложном, сделать проблемы науки по возможности доступными». Начав свою работу над этой проблемой, Елена Борисовна плодотворно трудится над ней уже около 17 лет. Свой мастер-класс она назвала «Физика в природе». Он состоял из четырех модулей, каждый из которых был очень насыщенным и интересным. Например, в рамках модуля №1 «Изучение зрительной системы человека» Елена Борисовна рассказала участникам о принципах цветового восприятия, об эволюции глаза, исследовании моделей известных нарушений зрительного восприятия. Были приведены примеры экспериментального исследования этих моделей на доступном ученикам и учителям оборудовании. В модуле №2 «Как природа использует нанотехнологии» Елена Борисовна подняла проблему радужного окрашивания различных животных, птиц, бабочек. В течение обсуждения данного модуля модератором были продемонстрированы различные примеры из жизни природы, а также тех технологий, которые смог на этой основе создать человек. Наиболее интересными примерами были эксперименты, проведенные японскими учеными с крылом бабочек.
Елена Борисовна уже не в первый раз участвует в ФШУ в Елабуге. По ее мнению, VI Международный фестиваль школьных учителей существенно изменился, получил развитие: стал более многочисленным, расширил свою географию. «Сравнивая один из первых фестивалей, на котором я была, и сегодняшний фестиваль, можно сказать, что фестиваль стал более многочисленным и видно, что люди ездят сюда из года в год с большим удовольствием. Очень приятно, что Министерство образования Татарстана, администрация Казанского Федерального университета и Елабужского института КФУ уделяют большое внимание проблемам образования, подготовке и повышению квалификации учителей. Очень приятно, что учителей здесь окружают заботой и вниманием, им здесь комфортно, и едут они сюда с удовольствием».
Одним из гостей прошедшего мастер-класса была профессор Московского педагогического государственного университета, доктор физико-математических наук Галина Меркурьевна Чулкова: «На фестивале я первый раз, и впечатление о нем у меня очень хорошее. На мастер-класс Елены Борисовны я пришла, потому что мы являемся коллегами по ВУЗу, но я ни разу не присутствовала на ее лекциях, и мне интересно послушать, как она преподает своим студентам, которые, в отличие от наших студентов со специальностью «Физика», специализируются на математике, биологии и химии. Мастер-класс Елены Петровой мне очень понравился. Я поражена ее высоким уровнем преподавания и теми богатыми знаниями, которые она приобрела посредством самообразования за последние 10 лет. Я открыла для себя много нового, как о личности Елены Борисовны, так и о ее педагогической деятельности, материале, который она дает».
Кроме занятия физикой, Елена Борисовна также играет на гитаре, занимается живописью и журнальной деятельностью – в течение 25 лет занимается изданием специальной литературы по своему предмету, в частности, журнала «Физика в школе». Поэтому на вопрос о том, как увлечь учеников тем или иным предметом Елена Петрова ответила так: «Я думаю, что секрет в том, чтобы самому быть очень сильно увлеченным своим делом, так как дети это тоже воспринимают и тоже загораются – они воспламеняются, как спички. Поэтому главное – это собственный пример, как для учеников, так и для студентов: если преподаватель равнодушен к своей дисциплине и к тому, что он говорит, то у него вряд ли что-нибудь получится».