06 августа 2015
Елена Олеговна Галицких: "...Тому, кто слушал и верил в добро"

Продолжение публикаций интервью с известными учеными, директорами школ и яркими учителями-новаторами, участниками Фестиваля Школьных Учителей

Елена Олеговна Галицких - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров)

- Даже беглый просмотр различных Кировских сайтов удивляет особым отношением к духовной стороне жизни. Можно ли это как-то объяснить?

- Мне кажется, это народная традиция Вятского края. Нашему гуманитарному университету в прошлом году исполнилось сто лет, его история начинается с учительского института, он просвещал, нес знания, грамотность, уважение к книге сто лет. Здесь жили выдающиеся писатели, есть замечательные издательства и библиотеки, интересные инициативы в образовании. В этом году, например, исполняется 135 лет со дня рождения нашего земляка Александра Грина, 80 лет со дня рождения Альберта Лиханова, который родился в Кирове, и мы, как всегда, ждем много гостей, учителей, библиотекарей, писателей на эти праздничные события...

- В том числе и традиции Вашей семьи - родителей-педагогов, Вашего супруга Александра Галицких, вице-губернатора, курирующего вопросы науки, образования и культуры Кировской области...

На одном из порталов области Вы поделились впечатлениями о "романе воспитания" Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени", отметив, в частности, что у книги "есть удивительный эффект - она пробуждает желание написать книгу о своей семье, ее истории, ее "быте и бытии". Сработал ли эффект относительно истории Вашей семьи?

- В определенной степени. Меня очень интересует феномен детства, мир детства, роль детства в жизни человека. Но пока эта книга о памяти детства ждет своего часа.

- Есть еще один педагог и писатель, о котором Вы пишете с большой любовью - Симон Соловейчик. С удовольствием узнала, что Ваша книга о нем была отмечена в качестве "Лучшего учебного издания" на конкурсе "Вятская книга года". До сих пор помню горечь, оставшуюся после чтения одной из его книг - "Учение с увлечением": "Почему она была написана так поздно?! С ней была бы совсем другая жизнь". Она учила учиться, организовывать время. И жить. Хотя, почему "была", "учила"? Есть и учит. А как сегодня выполняется "духовное завещание" Мастера: "Кто продолжит это важное исследование в одной из самых таинственных областей человеческой жизни - в науке хорошо учиться"? И насколько сегодня востребованы его книги?

- Мой выбор профессии определили родители-учителя, а Соловейчик помог укрепиться этому обстоятельству: в детстве я прочитала его книгу "Час ученичества" о выдающихся педагогах мира и решила, что этой профессии стоит посвятить жизнь. И сейчас "сочиняю" технологии, которые сам процесс познания делают увлекательным занятием. А книги Соловейчика с каждым годом становятся мудрее, глубже, интереснее, он всегда опережал свое время, в его книгах большой запас прочности, они наполнены любовью к человеку, уважением к ученику. Их отличают отличный педагогический инструментарий, педагогическое мастерство и дар слова.

- В детстве и даже студенчестве, если я делала что-то не совсем правильно или не знала о чем-либо и задавала вопрос маме, она, пожилая деревенская татарка, изучившая в школе основы религии и арабскую графику, искренне удивлялась: "А разве этому в школе/институте не учат?"... Она была права?

- Здесь очень важен один акцент: учат и учатся. Этот союз И очень важен, это ответ на вопрос, почему у одного учителя ученики показывают разные уровни знаний. Мудрость не передается механически, она требует внутренних усилий растущего человека, размышлений, переживаний, впечатлений, эмоций, а не просто знаний истин, уже открытых наукой. Это соединение знаний с жизнью происходит индивидуально у каждого. Вот мои мастерские жизнетворчества направлены на решение этой задачи - выстраивание своего жизненного опыта, своей судьбы, самого себя как личности, индивидуальности.

- Мастерские жизнетворчества? Звучит необычно и заманчиво...

- Мастерские как педагогическая технология давно известны в России, а вот мастерские жизнетворчества - моё направление поиска и опыта. Готовлю уже книгу таких мастерских. Первая называлась "От сердца к сердцу" (СПб, 2002).

- "В учении всё зависит от науки, от учителя и от ученика", - писал С.Л. Соловейчик. Какие научные достижения Вашей сферы, сферы Ваших коллег - последнего времени Вы считаете наиболее значимыми, интересными для педагогической практики?

- Это глобальный вопрос, ответ требует пространства текста и анализа. В качестве примеров: в методике - современные педагогические технологии (технология обобщения и систематизации знаний под названием "Список", мастерские жизнетворчества, интегративные образовательные экспедиции, публичные уроки чтения), в науке - интеграция урочной и внеурочной деятельности, индивидуальные образовательные маршруты.

- Но это же замечательно: обозначены темы для будущих разговоров в нашей университетской газете! Ранний и верный выбор профессии, раннее и благополучное замужество, дети и внуки, любимая работа и наука - Вас называют "самой умной женщиной в образовании Кировской области"...

- Это субъективная точка зрения, я Пушкина читала (смеюсь), нельзя быть самой умной или самой красивой. Я родилась в учительской семье, мой муж - учитель словесности, мои самые близкие подруги - педагоги, я осознаю радости и горести этой профессии, высоко почитаю учительский труд, он благословенный. Мне судьба подарила таких учителей, что я всегда вспоминаю их с благодарностью и почтением. В учительской профессии есть один секрет: чем больше отдаешь, тем интереснее жить. Мне интересно проводить мастер-классы, мне важно самой быть участником мастерских, я постоянно учусь сама у детей, у студентов, у коллег...

- А Ваши дети тоже выбрали учительский труд?

- Дети, к сожалению, выбрали журналистику, хотя и у сына, и у дочки есть педагогические способности, оба в школе занимались творчеством и общественной работой. С внучками снова прохожу "новые университеты", радует их любознательность, интерес к чтению, яркая фантазия, наблюдательность. Пятилетняя Сашенька рассказывает такие истории, что я удивляюсь свободе детского воображения. Они дают мне свои уроки, учат "курицу": "Если ты со мной играть не будешь, как же я буду развиваться?", "Хорошие у тебя подружки, вот бы мне таких", "Можно, я полюбуюсь на медсестру?"...

- И снова о чтении, ведь у филологов "Каждый год - Год литературы"! В одной из Ваших презентаций встретилась фраза "Все меньше люблю художественную литературу"...

- Я, конечно, художественную литературу читаю, но это для меня удовольствие, десерт. Не каждому дан дар перевода жизни в текст. Могу назвать вдохновляющее чтение книги Наринэ Абгарян "С неба упали три яблока": "...одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро". Правда, замечательно? 

Со временем усилился интерес к мемуарной литературе, в которой мне интересен сюжет жизни реального человека, его биография, состоявшаяся судьба. Человек - это целый мир. И каждый автор открывает мне перспективы развития, новые возможности, дает уроки творчества, мне всегда интересно учиться. Читаешь такие книги и становишься "заслуженным собеседником" авторов: Владимира Спивакова, Светланы Крючковой, Галины Шерговой или Лидии Чуковской. Например, из воспоминаний Лидии Чуковской о своем отце Корнее Чуковском я вычитала систему обучения иностранному языку своих детей, удивительный опыт общения дочери с отцом. Спиваков поразил своим знанием мировой литературы, открыл интересные перспективы чтения.

- Елена Олеговна, Вы были в Елабуге в 2010-2011 годах... В архивах Фестиваля хранятся очень теплые отзывы о Вашем мастер-классе "Призвание - учитель": "Восхитительный мастер-класс", "Первый раз в своей деятельности посетила мастер-класс такого уровня", "Отличная установка на новый учебный год", "Выдающееся педагогическое мастерство" и др.  А у Вас какие впечатления остались о фестивале и Елабуге?

- Отвечу репликой: "Фестиваль - это творчество, вдохновение, восхищение". Его установка - думай, действуй, достигай! Сюда приезжают учителя и ученые такого уровня, с которыми мне всегда интересно. А Елабуга поразила своим уютом и красотой, это город, созданный для длительного душевного дивования.

- Ваши пожелания участникам фестиваля, модераторам и организаторам?

- Всем участникам фестиваля желаю уехать с новыми перспективами, с яркими идеями, с новыми книгами, с новыми технологиями, с адресами новых единомышленников. Модераторам важно не терять чувства юмора, доброжелательности. А организаторам - помнить о жанре фестиваля, в нем есть и эмоции, и общение, и открытия, и экскурсии, и праздник, и работа. Творчества и радости ВСЕМ!

- О чем я Вас не спросила? Какую тему надо непременно осветить (освятить!) вообще и перед началом фестиваля, в частности?

- С моей точки зрения, на Фестивале нужно открывать пути развития, помогать педагогам быть современными, чуткими, думающими, творческими. Поэтому необходимо поднимать тему саморазвития учителя, его педагогического потенциала. Учителем всегда было сложно БЫТЬ, а сейчас сложно втройне, время ускоряет развитие жизни и становление наших учеников.

- Большое спасибо, Елена Олеговна, за заочный разговор, остаемся в нетерпеливом предвкушении Встречи с Вами!

Беседовала Мавлида Сираева