28 мая 2015
В КФУ прошла лекция о паломничестве к святым местам

26 мая в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ в рамках еженедельного лектория Islamica состоялась публичная лекция руководителя сектора Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН Владимира Бобровникова.

Свое выступление востоковед посвятил теме культа святых в исламе на постсоветском Кавказе, основываясь на данные из собственных наблюдений. Последние три года Владимир Бобровников совершает зиярат - это посещение святых мест, которыми полна история и смиренность мусульманского мира, но, как он сам признался, больше из интереса к такому феномену. По этой причине лектор поведал о практике зиярат и поделился собственными впечатлениями.  

Подавляющее большинство северокавказских зияратов располагается в горной области и ногайской степи. А именно около 90% зияратов на Кавказе сосредоточены на территории Дагестана. Но здесь главное не количество, а главное понять, что под этим скрывается - утверждает исследователь. При изучении зияратов в исламоведении можно натолкнуться на такое мнение, что культ святых является исламским пережитком, заповедником неизменной традиции. Однако из материалов экспедиции стало ясно, что есть очень много констант, но помимо них заметны и большие перемены, которые показывают, что культ святых - это динамично меняющаяся мусульманская традиция.

Зиярат совершают примерно с мая по конец сентября, когда нет снега, и погода позволяет посетить горную местность. В его основе лежит обход против часовой стрелки зиярата, произнесение молитвы, совершение обрядов и раздача милостыни в виде денег, продуктов и даже одежды, которую часто с собой уносят другие паломники. А возле самих святых мест паломницы оставляют платки и ленты. По словам лектора, все это делается для бараката - божественного благословения, получения благодати и покровительства от святого.

Владимир Бобровников предложил свою типологию святых мест на Кавказе, разделяя их на три большие группы.

1. Герои-исламизаторы. Зиярат совершают чаще всего к могилам, которые принадлежат или предписываются тем или иным шейхам, известным своими чудесами и заслугами в истории ислама.

2. Герои, связанные с событиями исламского сопротивления.

3. Третью группу составили ученые, среди которых есть ногайский правовед, приближенный к богу.

Часто зияраты представляют собой комплексы со стоянками, по которым гиды водят паломников. Также на них находятся хранители зияратов - люди, полностью несущие ответственность за святое место.

В паломничество вовлечено много людей, однако у него и немало критиков. Критика паломников возможна с самых разных лагерей и фракций современной мусульманской духовной элиты, мусульманских группировок, в том числе и ученых. Такое разногласие объясняется тем, что существует немало спорных моментов в зиярате, например, вместо бога поклонение святому.

- Культ святых неплохо изучен. Это продолжающаяся традиция. Эти споры по зиярату показывают неоднозначный характер совершаемых мусульманами практик, но, несмотря на всю критику, паломничество сохраняется. Это очевидный и очень важный элемент в мусульманской религиозной практике на Кавказе, и при его исследовании наверно бессмысленно становиться на сторону последователей или противников паломничества, а вот подумать и поразмышлять над этой темой можно, - подвел итог своей лекции Владимир Бобровников.




Источник информации: Диана Шарафеева, студентка ИСФНиМК