17 апреля 2015
Как повысить эффективность школьного физического образования?

Как повысить эффективность школьного физического образования?

Заседание Координационного совета МОиН РТ по педагогическому образованию прошло в Институте физики КФУ. В мероприятии приняли участие: министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, ректор КФУ Ильшат Гафуров, проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, директор Департамента довузовского, общего и педагогического образования Людмила Нугуманова, директор Института физики Альберт Аганов, представители ППС института и школьные учителя физики.

Открыла заседание Л.Нугуманова. Приветствовав собравшихся, она объяснила основную идею мероприятия – поиск мер по повышению эффективности школьного физического образования в РТ, поскольку оно – одно из самых важных в жизни. Затем она предоставила слово И.Гафурову.

В начале выступления он заметил, что многие из участников совета, собравшихся на заседание, наверняка вышли из стен физфака. "Но с тех пор прошло немало времени,- добавил ректор,- все здесь стало совершенно другим. Если вы видели наши лаборатории, как новые, так и реконструированные, то, наверное, поняли это".

После этого И.Гафуров заговорил о педагогическом образовании в КФУ, в частности, о том, что alma mater готовит 80% учительских кадров РТ. Их подготовка ведется по 2-м моделям – классической и распределенной, и сейчас выясняется, какая из них эффективнее. По классической модели учителя готовятся в Елабужском институте, по распределенной - в Казани, где учителя-предметники готовятся в профильных институтах. "Что лучше – покажет только время. Но вполне возможно, что обе модели окажутся одинаково эффективными",- добавил ректор.

Далее он заговорил о том, что с готовностью молодых людей посвятить себя педагогическому образованию есть проблемы. Ведь физика – сама по себе очень непростой предмет, и нужно очень стараться, чтобы привить ее знание школьникам, да так, чтобы они не просто успешно сдали ЕГЭ, но и в дальнейшем успешно применяли в жизни усвоенное на уроках.

Поэтому учитель физики - не просто талантливый педагог: его знание предмета тоже должно быть "на высшем уровне", тем более, что: "Без хорошего знания физики нельзя подготовить квалифицированных специалистов – ни инженеров, ни айтишников, ни технологов, ни нефтяников. А без таких специалистов вывести экономику страны на мировой уровень невозможно".

Поэтому в Институте физики вообще и на педагогических программах в частности учатся очень талантливая молодежь. "У нас много по-настоящему талантливых студентов из других регионов, для которых мы создаем серьезную мотивацию – большие стипендии тем, у кого высокие баллы. Делаем мы это для того, чтобы уровень студентов соответствовал уровню высококвалифицированных преподавателей и современного учебного оборудования, которым располагает КФУ",- отметил И.Гафуров и полушутя-полусерьезно добавил: "Сейчас мы уступаем иностранным университетам только в финансовых возможностях – там они, по сравнению с нашими, просто безграничны".

Закончил свое выступление ректор тем, что подчеркнул важность понимания проблем подготовки педагогических кадров всеми: и МОиН, и представителями высшего и среднего образования. "Мы всегда готовы встретиться с вами – обсудить проблемы и найти способы их решения",- подчеркнул И.Гафуров.

Затем трибуна перешла к Э.Фаттахову. Начал он с рассказа о проблемах с преподаванием физики: "Фактически, этот предмет – 2-й по распространенности после обществознания. В этом году его собираются сдавать около 6000 выпускников школ. Но как они его сдают? В прошлом году средний балл ЕГЭ по физике составил 47,7, а 14% 11-классников (всего физику сдавали около 5000 человек) получили "двойки" - и это те, кто сдавал этот предмет добровольно!"

Слабое место физика и у наших олимпиадников. По словам министра, школьники РТ лидируют в математике и химии, а вот такой необходимый предмет, как физика, у них не на высоте. Причиной этому положению дел Э.Фаттахов считает, во-первых, недостаток учителей физики (всегда и почти везде есть вакансии) и низкую квалификацию большинства тех, кто работает в школах: "В РТ около 1500 школ, среди которых много сельских. Они очень маленькие, учителя там не набирают нагрузку. Понятно, что туда никто не пойдет, тем более, учитель с большим талантом.

Что же получается? Астрономию и черчение мы не изучаем, физику - изучаем, но как попало. А это – очень серьезная проблема: не зря же вопрос повышения качества образования рассматривался на заседании совбеза!"

Затем участникам заседания была представлена Концепция Центра превосходства КФУ по образованию в области физики. Она вызвала большой интерес, но и оживленную дискуссию, в которой приняли участие практически все. Можно сказать, что первый (и при этом – уже весьма значительный) шаг на пути повышения качества школьного образования по физике сделан.

Конечно, работа предстоит масштабная и непростая. Но ясно, что ее исполнители заинтересованы исключительно в положительном результате. А с условием того, что к делу подключился КФУ с его мощной физической базой, в успехе начатого дела сомневаться не приходится.

Аккредитация в образовании

Источник информации: Ж. "Аккредитация в образовании"