25 марта 2015
Рейтинг ‑ это не цель, это повод для самоанализа

Руководитель национального рейтинга ?Интерфакс? Алексей Чаплыгин раскрыл сегодня сотрудникам Казанского университета секреты формирования списков лучших исследовательских центров с использованием разных методик.

Любой рейтинг в мире имеет определенное количество допущений, которые, в конечном счете, позволяют использовать их для ранжирования большого числа университетов. Собственно, с различия трактовок и начал лекцию Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы ?Национальный рейтинг университетов ?Интерфакс?. В частности, он констатировал: ?Существуют конфликты между академической общественностью и чиновниками за право оценивать эффективность университетов. Можно отметить, что этот конфликт стал причиной формирования нынешней структуры оценки университетов?. 

Наиболее крупные мировые рейтинги QS, WoS, Skopus ориентируется в основном на опросы среди представителей академического сообщества. Проще говоря, это тестирование, рассылаемое ученым. Значение имеет местонахождение университета. К примеру, пять лет назад большая часть экспертов находилась на территории США. Быть может, случайность, но лучшими были университеты именно этой страны. Как только список расширился за счет Европы и Азии, в рейтинг ворвались новые вузы. Сейчас система снова уперлась в проблему: наращивание количества опрошенных больше не ведет к повышению объективности.

У информационного агентства ?Интерфакс? оказался собственный, особый подход. Алексей Чаплыгин отметил большую широту охвата его рейтинга: ?Мы одним ударом пытались несколько зайцев убить: образование, уровень преподавания, инфраструктура, исследования, международная деятельность?.

Самым трудным, в итоге, оказалось оценить качество выпускников. То есть возникли те же проблемы, с которыми столкнулись и мировые рейтинги. Формально признаки нацелены на количественные показатели. То же касается и остальных параметров рейтинга. Обойти сложность постарались за счет более качественной подборки экспертов. Вопросы подбирали тоже в соответствии со спецификой страны. В частности, в качестве главного коммуникационного канала для российского академического сообщества был назван официальный сайт университетов. Сайт КФУ, по данным аналитиков, за последние три года показывает уверенный рост в количестве посещений особенно в весенние месяцы.

Пожалуй, ключевым отличием мировых рейтингов от национального рейтинга является оценка места среди лидеров по параметру узнаваемости в обществе. Как и прежде, узнают чаще всего узкоспециализированные вузы. Что касается КФУ, нашими самыми близкими конкурентами, по версии Интерфакса, являются УрФУ и ННГУ. 

В конце своего выступления Алексей Чаплыгин озвучил пожелание ?не работать ради рейтингов?. В конечном счете, по его мнению, ранжирование необходимо для самоанализа и определения направления для дальнейшего роста.

Источник информации: Камилл Гареев, пресс-служба КФУ
Комментарии
Зубаков Вячеслав 25.03.15, 21:07
+13 
-3 
Рейтинги создаются не узкоспециализированных или классических вузов - а именно вузов, где в первую очередь учатся студенты и учат преподаватели... Всё остальное - от "академического капитализма".