12 марта 2015
Мой преподаватель меня не любит

Наверное, каждый студент хоть раз да и жаловался на одного из своих преподавателей. И очень часто из уст студентов звучит следующее обвинение: «Преподаватель меня не любит, поэтому у меня низкая оценка за экзамен/работу/зачет». Прокомментировать эту ситуацию газета «Казанский Университет» попросила  старшего преподавателя кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики ИПО КФУ Лиру Артищеву.

 

Когда «не любит», значит, «не помнит»

- Я бы сказала, что в большинстве случаев студенты оценивают отношение преподавателя субъективно, - говорит Лира Владимировна. - Поставили студенту мало баллов – все, его не любят. «Нелюбимые» студенты появляются у преподавателей очень редко и, как правило, на то бывают веские причины. Преподаватели КФУ, например, максимально стараются не вмешивать свое личное отношение в учебный процесс. Вообще позиция: «он меня не любит» - детская. А студенты – это люди уже взрослые, они сами принимают решения, несут ответственность за себя и свои поступки, планируют свое время и т.д.. И словами «преподаватель меня не любит» студенты снимают ответственность с себя. Но ведь это взрослая жизнь, и в ней есть слово «надо». И учеба не всегда бывает веселой, но к ней нужно относиться ответственно, а не обвинять преподавателя в сложности предмета.

Конечно, преподаватель может любить каких-то студентов больше, а точнее, быть больше расположен к ним – но это потому, что эти студенты активные, от них есть отдача, видно их желание учиться. Когда ты стоишь по ту сторону аудитории, удерживать всеобщее внимание очень сложно. И невольно запоминаются именно те студенты, от которых есть отклик, обратная связь, с ними легче работать. А остальных преподаватель просто может не запомнить – потому что они себя не выделили, не проявили. Но это совсем не значит, что активный студент – хороший, а неактивный – плохой. Есть студенты застенчивые, несмелые, робкие. Они могут остаться в тени. Поэтому преподаватели стараются проводить разные занятия, чтобы каждый мог проявить себя. И студенту можно посоветовать быть «живым», активным, мотивированным на обучение, чтобы преподаватель его выделил, запомнил.

 

Когда «не любит» значит «невзлюбил»

- Конечно, бывают и случаи, когда между студентом и преподавателем произошел явный конфликт. Такое бывает редко, но все же бывает. В этом случае студент должен всегда помнить, что у преподавателя есть свой определенный статус, в рамках которого он действует, есть свои правила и требования. И в каких-то случаях студенту нужно эту позицию принять. Можно выждать немного времени, пока все уляжется, и подойти к преподавателю для разговора один на один. Разговор должен быть на спокойных тонах, нужно выразить свою позицию. И, конечно, при разговоре нужно уметь слушать собеседника, не преподнося свою позицию как единственно верную. Но следует помнить, что у преподавателя тоже есть свои права и законные требования к учебе, которые – хочешь не хочешь – надо выполнять.

В общении с преподавателем лучше соблюдать деловую дистанцию. Преподаватель дает знания, студент – учится. Относиться к преподавателю следует как к специалисту, строить нормальные рабочие отношения.

 

 

Источник информации: Эльвира Галлямова, студентка ИСФНиМК