24 февраля 2015
Вал теологических новостей: что год грядущий нам готовит?

 17 февраля 2015 года на Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви обсуждался вопрос теологического (богословского) образования, в связи с чем проводился мониторинг образовательных организаций высшего образования реализующих образовательные программы по направлению "Теология". Учебно-методический совет по теологии выступал с докладом о состоянии дел с подготовкой квалифицированных кадров по направлению подготовки «Теология», в том числе реализуемой в светских вузах, включая Казанский (Приволжский) федеральный университет.

В свое время открытие направлений подготовки «Теология» в светских вузах вызвало шквал эмоциональных обсуждений. Если религия в Российской Федерации отделена от государства, на каких основаниях богословское образование реализуется в светских вузах, и, зачастую, за государственный счет? Достаточно открывающихся семинарий и возрождающихся духовных академий. А уж о теологии ислама и говорить нечего – это должны реализовывать специальные религиозные институты.

Сегодня, едва улегся бум по этому вопросу, появляются новые поводы для дискуссий: в декабре Президент РФ В.В.Путин говорит о необходимости срочно подготовить стандарт по направлению «этнополитология» и переподготовку всех госслужащих, занимающихся внутренней политикой, по профилю «государственно-конфессиональные отношения»; в январе   проходит новость о включении теологии в номенклатуру ВАК.  

И вот очередная новость: Патриарх выступил о необходимости расширения числа бюджетных мест по направлению теология, и именно в светских вузах.

Казалось бы: зачем Церкви это необходимо? Не рациональнее было бы направлять эти потоки абитуриентов в духовные школы, если уж это необходимо нашим конфессиям?

 

Порассуждать на эту тему и развеять мифы, имеющих место в нашем обществе, мы пригласили заведующего кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, доктора философских наук Ларису Сергеевну Астахову.  

 

Вместо вступления: Летом, во время приемной кампании в Казанский федеральный университет 2014 года, в кулуарах услышала такой разговор между родителями абитуриента, поступающего в Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций:

- Зачем мы отдаем сына на теологию? Кем он будет – богословом?

- Отец, пойми: теология по профилю «государственно-конфессиональные отношения» сегодня - это гарантированная госслужба.

 

 

Миф 1. Религия отделена от государства, значит, ей не место в ВУЗе.

Религия, действительно, отделена от государства, и Конституцией РФ закреплено, что Россия – светское государство. Но религия не может быть отделена от общества, в котором она функционирует. Согласно последним данным социологов, сегодня в мире каждый 8-9 человек из 10 ассоциирует себя с какой-либо религией. Согласно журналу Forbes, профессии, связанные с религией (наиболее точно их версию можно было бы назвать «отладка религиозной идентичности», но чаще мы говорим о религиоведении) включены в тройку самых востребованных профессий в мире на ближайшие 100 лет. ВУЗ является коммерческой структурой, но в том числе и исполнителем государственного заказа по подготовке необходимых государству и обществу специалистов. И если специалисты с глубокими познаниями религий сегодня крайне необходимы в государстве, ВУЗ будет заинтересован в реализации таких программ. И помимо подготовки религиоведов с широкими познаниями в области религий, философии религий, психологии религий, социологии религий и религиозной ситуации, государству необходимо, чтобы вузы готовили специалистов с углубленными познаниями в области одной религии – для выстраивания государственно-конфессиональных отношений и своевременного выявления и в том числе удаления радикальных вероучительных отклонений в данной области.

Миф 2. Теолог – это обязательно очень верующий человек.

Согласно требованиям к поступающим в вузы, вуз не вправе требовать от абитуриента ни справку от духовника, ни свидетельства о крещении или иной форме религиозного обряда, в каких он участвует. ВУЗ – это светское заведение, и вполне нормально, что он не может затребовать никаких подтверждений религиозности человека, или его атеистической настроенности. Кроме того, например, на христианский профиль теологии «церковно-государственные отношения» могут поступать как православные, так и представители католичества или протестантизма. То есть ограничить каким-либо образом поступление людей другого религиозного выбора ВУЗ не может. В результате на отделениях «теология ислама» встречаются люди с русскими именами и даже дети православных священнослужителей, и наоборот. Знать о соседях зачастую не менее важно, чем знать о собственной религии. Поэтому бакалавриат не предполагает личной глубокой веры.

Хотя для поступления в духовную школу это, конечно, важный аспект.

Миф 3. В светских учебных заведениях за теологией меньший контроль, чем в религиозных, и значит, туда легче проникают различные нетрадиционные течения.

Вуз, конечно, в меньшей степени контролирует религиозность своих педагогов, и это естественно – вмешиваться в свободу вероисповедания работодатель не имеет права. Однако здесь закон об образовании защищает студентов отделений теологии: согласно федеральному образовательному стандарту, преподаватели, осуществляющие направление подготовки, рекомендуются (либо одобряются) религиозной организацией. Вуз подписывает с религиозными организациями договор или соглашение. То есть в случае, если какой-либо из преподавателей резко негативно оценивается местной конфессиональной группой – его могут отстранить от работы с теологами (конечно, уволить его не могут по религиозному принципу – это дискредитация). Кроме того, в вузе значительно строже система приема преподавателей на работу: наличие образования, ученые степени и звания, другие квалификационные показатели являются обязательным для ВУЗа, если он имеет лицензию и аккредитацию.

Миф 4. После окончания теологии путь один – в священники.

Для начала вспомним, что по полу отбора на теологию тоже нет – поступают как девушки, так и юноши. Причем по возрасту ограничений тоже нет. Это обычный диплом государственного образца, и следовательно, как минимум не все становятся кандидатами на священство – женское священство признается все-таки в меньшинстве конфессий. Кроме того, согласно общепризнанному правилу, при согласовании с правящим епископом гипотетически выпускник теологии может быть рукоположен, но это скорее исключение, нежели правило. Для того, чтобы стать священником, абитуриенты поступают в духовные семинарии.

А вот в вузы поступают те, кто, как предполагается, будет осуществлять взаимодействие конфессии, теологии которой он обучался и государства на самых различных уровнях. Государственно-конфессиональные отношения понятие весьма широкое: политические, национальные, социальные отношения, разрешение и улаживание религиозной напряженности – вот далеко не полный спектр работ для религиоведа и теолога. Школа, работа с молодежью, канонические территории и споры относительно границ миссионерства, социальная работа, юридические вопросы защиты прав и свобод совести, защита чувств верующих и т.д. и т.п.

Миф 5.После бакалавриата по теологии дальше никуда не поступишь.

Все исторические международные университеты начинались с теологических факультетов. И до сих пор теология является одним из самых выбираемых бакалавриатов крупнейших и известнейших, топовых университетов мира. Статистика показывает, что выбор многих падает на теологию в связи с тем, что она дает базовую гуманитарную подготовку, которая может быть хорошей основой для других видов образования: религиоведческого, юридического, философского, социологического, исторического, культурологического, искусствоведческого и т.д. На выходе выпускник получает диплом бакалавра, а образование можно продолжать в том направлении, в каком сложились интересы обучающегося: например, пойти в магистратуру по юридическому религиоведению, и стать специалистом в области религиоведческой экспертизы, защищать права и свободы верующих.

Источник информации: Беседу организовала Мария Спирчагова, студентка отделения массовых коммуникаций