16 февраля 2015
Слушатели разбирали  управление проектами вместе с лектором из Московской школы управления "Сколково"

Словосочетание  «управление проектами» сегодня представляется некими волшебными словами, от которых ожидается решение многих проблем. Но иногда, несмотря даже на наличие заинтересованных, квалифицированных сотрудников и разработанных методик, проекты постигает неудача.

Почему так случается  и как правильно создавать  продукт, рассказал в своей лекции для слушателей программы повышения квалификации Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ разработчик обучающих программ и учебных курсов Московской школы управления «Сколково» Дмитрий Забиров.

«Дорогие коллеги! Постараюсь принести максимальную пользу за эти полтора часа лекционного времени», - приветствовал аудиторию докладчик.

«Итак, что же такое проект, и как им управлять? В переводе с латинского project - это «брошенный вперед». Управление проектом  -  искусство и наука.  Искусство, поскольку требует навыков, такта и интуиции в управлении людьми. Наука  - потому, что необходимо глубокое знание разнообразных приемов и способов срочно направлять усилия в нужное русло, притом, что сроки и ресурсы - ограничены, а бюджет строго определен», - обозначил докладчик. 

Далее он остановился на уникальности  создаваемого  проекта: «Каждый проект заключает в себе несколько отличительных черт, делающих его уникальным. Отчасти из-за своей уникальности проект -  изначально рискованное мероприятие.  Для начала давайте определим этапы его жизненного цикла. Неважно, что мы собираемся строить, многоэтажный дом или детский садик. Основные вехи  -  это инициация, в процессе которой определяются базовые требования  и фиксируются идеи. Это планирование, которое включает  в себя  стоимость проекта, причем сюда входит на начальном этапе и стоимость наших  телефонных  переговоров, иначе - стоимость времени.  Иногда в  ходе обсуждения команда принимает решение отказаться от идеи. Это нормально. Следующим этапом является исполнение и завершение.  Хочу подчеркнуть, что на каждом этапе проекта выполняются многопрофессиональные задачи, то есть каждый этап имеет свой специфический характер. В управлении проектами есть такой термин: проектный треугольник,  - это три фокусных точки: деньги, время, качество».

Далее Дмитрий Дмитриевич акцентировал внимание слушателей на особенностях проектного управления, отметив, что менеджеры проекта  должны обладать широким спектром компетентности по сравнению с линейным руководителем. «Есть такой тип руководителя -   авральный, примером которого может служить пожарный. Но это очень дорого. Существует даже такая байка: «Если рядом с пожарным нет пожара, то он его зажигает». О чем это говорит? О том,  что, работая в авральном режиме, можно допустить ошибки, которые дорого обходятся. И,  на мой взгляд, образцом идеального руководителя  является пилот корабля, который уже выстроил траекторию полета и только наблюдает весь процесс».

Сегодня любой создаваемый  проект зависит не только от поставленной задачи, от своей полезности, но и  от его восприятия представителями  государственной и муниципальной  власти,  потребителями, средствами массовой  информации и др. С каждым годом необходимость коммуникации с этими группами осознается как большая управленческая задача. Эти изменения и нашли свое отражение в новом понятии стейкхолдер-менеджмент, то есть управление отношениями с заинтересованными группами. В своей презентации Дмитрий Забиров  подробно остановился на матрице стейкхолдера. «Здесь очень важно иметь согласованность целей», - резюмировал лектор.

В заключение встречи  Дмитрий Забиров ответил и на некоторые вопросы:

-  Это первое  ваше выступление в Казанском университете?

Я ваш соотечественник, выпускник  тогда еще Казанского финансово-экономического института. Моя лекция в Казанском федеральном университете  - это мой дебют.

- По вашему мнению,  такая лекция может быть полезна для специалистов технической области?

Полагаю, что данный материал могут использовать не только специалисты управленческой сферы, но и психологи, социологи, «технари». У специалистов технической сферы  есть своя специфическая область - техническое проектирование.

- Какую основную цель вы ставите в своем выступлении?

Главный результат, над которым мы работаем, и задача, которая у меня поставлена, -  это систематизация. Выступая, я предлагал совместно выстроить структуру проекта: вот проект, вот его управление, вот его  жизненный цикл. То есть,  повысить осознанность. И дальше к ней можно применять какие-то конкретные техники, методики. До этого мы давали, выступая перед аудиторией с лекциями, только методики. Но если нет базы, то все воспринимается как фокус, как технический прибамбас.  Нужна обязательно систематическая и методологическая база.  И дальше можно проводить тренинги по конкретным техникам, к примеру, по работе с командой, планированию и прочее.  Самое главное   -  это понимание, какой вес проекты занимают в системе деятельности.

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Алины Миночкиной
Комментарии
Слушатель Солуянова Елена 16.02.15, 11:34
+1 
Очень интересная лекция, спасибо большое организаторам!