Словосочетание «управление проектами» сегодня представляется некими волшебными словами, от которых ожидается решение многих проблем. Но иногда, несмотря даже на наличие заинтересованных, квалифицированных сотрудников и разработанных методик, проекты постигает неудача.
Почему так случается и как правильно создавать продукт, рассказал в своей лекции для слушателей программы повышения квалификации Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ разработчик обучающих программ и учебных курсов Московской школы управления «Сколково» Дмитрий Забиров.
«Дорогие коллеги! Постараюсь принести максимальную пользу за эти полтора часа лекционного времени», - приветствовал аудиторию докладчик.
«Итак, что же такое проект, и как им управлять? В переводе с латинского project - это «брошенный вперед». Управление проектом - искусство и наука. Искусство, поскольку требует навыков, такта и интуиции в управлении людьми. Наука - потому, что необходимо глубокое знание разнообразных приемов и способов срочно направлять усилия в нужное русло, притом, что сроки и ресурсы - ограничены, а бюджет строго определен», - обозначил докладчик.
Далее он остановился на уникальности создаваемого проекта: «Каждый проект заключает в себе несколько отличительных черт, делающих его уникальным. Отчасти из-за своей уникальности проект - изначально рискованное мероприятие. Для начала давайте определим этапы его жизненного цикла. Неважно, что мы собираемся строить, многоэтажный дом или детский садик. Основные вехи - это инициация, в процессе которой определяются базовые требования и фиксируются идеи. Это планирование, которое включает в себя стоимость проекта, причем сюда входит на начальном этапе и стоимость наших телефонных переговоров, иначе - стоимость времени. Иногда в ходе обсуждения команда принимает решение отказаться от идеи. Это нормально. Следующим этапом является исполнение и завершение. Хочу подчеркнуть, что на каждом этапе проекта выполняются многопрофессиональные задачи, то есть каждый этап имеет свой специфический характер. В управлении проектами есть такой термин: проектный треугольник, - это три фокусных точки: деньги, время, качество».
Далее Дмитрий Дмитриевич акцентировал внимание слушателей на особенностях проектного управления, отметив, что менеджеры проекта должны обладать широким спектром компетентности по сравнению с линейным руководителем. «Есть такой тип руководителя - авральный, примером которого может служить пожарный. Но это очень дорого. Существует даже такая байка: «Если рядом с пожарным нет пожара, то он его зажигает». О чем это говорит? О том, что, работая в авральном режиме, можно допустить ошибки, которые дорого обходятся. И, на мой взгляд, образцом идеального руководителя является пилот корабля, который уже выстроил траекторию полета и только наблюдает весь процесс».
Сегодня любой создаваемый проект зависит не только от поставленной задачи, от своей полезности, но и от его восприятия представителями государственной и муниципальной власти, потребителями, средствами массовой информации и др. С каждым годом необходимость коммуникации с этими группами осознается как большая управленческая задача. Эти изменения и нашли свое отражение в новом понятии стейкхолдер-менеджмент, то есть управление отношениями с заинтересованными группами. В своей презентации Дмитрий Забиров подробно остановился на матрице стейкхолдера. «Здесь очень важно иметь согласованность целей», - резюмировал лектор.
В заключение встречи Дмитрий Забиров ответил и на некоторые вопросы:
- Это первое ваше выступление в Казанском университете?
- Я ваш соотечественник, выпускник тогда еще Казанского финансово-экономического института. Моя лекция в Казанском федеральном университете - это мой дебют.
- По вашему мнению, такая лекция может быть полезна для специалистов технической области?
- Полагаю, что данный материал могут использовать не только специалисты управленческой сферы, но и психологи, социологи, «технари». У специалистов технической сферы есть своя специфическая область - техническое проектирование.
- Какую основную цель вы ставите в своем выступлении?
- Главный результат, над которым мы работаем, и задача, которая у меня поставлена, - это систематизация. Выступая, я предлагал совместно выстроить структуру проекта: вот проект, вот его управление, вот его жизненный цикл. То есть, повысить осознанность. И дальше к ней можно применять какие-то конкретные техники, методики. До этого мы давали, выступая перед аудиторией с лекциями, только методики. Но если нет базы, то все воспринимается как фокус, как технический прибамбас. Нужна обязательно систематическая и методологическая база. И дальше можно проводить тренинги по конкретным техникам, к примеру, по работе с командой, планированию и прочее. Самое главное - это понимание, какой вес проекты занимают в системе деятельности.
Слушатель Солуянова Елена
16.02.15, 11:34
+1
|
Очень интересная лекция, спасибо большое организаторам! |