Вопрос профессионального развития государственных и муниципальных служащих является одним из ключевых в образовательной траектории Высшей школы государственного и муниципального управления Казанского федерального университета.
ВШГМУ - это современная площадка для непрерывного приобретения тех знаний и компетенций, которые необходимы для профессионального исполнения должностных обязанностей в условиях быстро меняющейся социально-экономической картины жизни.
С 27 января по 5 февраля в Высшей школе прошло обучение слушателей по программам: "Эффективность деятельности служащих: показатели, способы ее повышения и последствия"; "Информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении"; "Регистрация актов гражданского состояния: законодательные основы, современные тенденции и актуальные проблемы" и "Государственная гражданская и муниципальная служба в Республике Татарстан: правовые и организационные вопросы".
В заключительный день обучения состоялось торжественная церемония вручения дипломов. Наряду с теплыми поздравлениями по поводу окончания учебы звучала основная мысль о том, что требования к профессионализму сотрудников управленческой сферы неизменно растут. И необходимо, чтобы полученные знания эффективно использовались в работе. А в условиях кризиса это становится более чем актуально.
"Сервисная" составляющая обучения была интенсивной и разнообразной: уникальный студенческий формат обучения, тренинги и мастер-классы, итоговое тестирование, возможность в "учебной" обстановке пообщаться с лучшими преподавателями и экспертами, обсудить с коллегами полученные знания. Всего обучение прошло 167 человек.
В формате диалога нам удалось побеседовать со слушателями и получить некоторые комментарии:
- Завершилась программа повышения квалификации. Вы получили документ. Скажите, пожалуйста, что вы приобрели и какие главные выводы сделали для себя?
Юлия Фатхуллина - главный специалист отдела по обеспечению координации и взаимодействия подразделений социальной сферы Аппарата Исполнительного комитета Казани:
- Мы приобрели новые знания и новые компетенции, можно сказать, "просканировали" себя в процессе обучения и наметили новые дальнейшие действия по совершенствованию своей работы.
Дина Бикмухаметова - главный специалист отдела документооборота Управления делопроизводства и документооборота Исполнительного комитета Казани:
- В процессе нашего обучения было затронуто множество аспектов, касающихся государственной и муниципальной службы, но еще хотелось отметить обилие психологических знаний, аспектов личностного роста, личностного формирования, мы получили знания по многим нормативным актам. Было очень интересно.
Роза Любимова - ведущий советник отдела охраны водных объектов Управления охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан:
- Несомненно, это актуализация информации, учитывая, что сегодня информационные технологии внедрены в практически все сферы деятельности. Без Интернета не представляется возможности работать. Спасибо огромное руководству, что есть такая возможность повышать свои знания. Преподаватели - отличные специалисты в своей области. Большой плюс - это общение с коллегами из разных районов и городов.
Станислав Коклюгин - ведущий советник отдела сводного анализа Инспекции государственного строительного надзора Ремпублики Татарстан:
- Была представлена разносторонняя картина развития IT-технологии и других технологичных направлений, а также возможность обсудить перспективы, прогноз развития на несколько лет вперед.
Сергей Новоселов - главный специалист сметного отдела Управления капитального строительства и реконструкции исполнительного комитета Казани:
- Я стал по-другому смотреть на то, что у нас происходит. Что такое IT - технологии, что это дает в перспективе. На самом деле увидел будущее более четко.
- Какими качествами должен обладать современный управленец в сегодняшних экономических реалиях, что в них приоритетно?
Юлия Фатхуллина:
- Он должен быть универсален, быть в движении, готов к изменениям, к инновациям и легко перестраиваться в быстро меняющихся реалиях, то есть учиться всю жизнь. Приоритетные качества - профессионализм и человечность, организаторское чутье и критичность.
Дина Бикмухаметова:
- Полагаю, это умение слушать, умение в услышанном выбрать то зерно, которое нужно для работы. А главные качества, на мой взгляд, - компетентность и стрессоустойчивость, оптимизм и стремление решить проблемы граждан, с которыми они обратились.
Роза Любимова:
- Думаю, что управленец должен успешно решать поставленные задачи, уметь работать в группе, коллективе. А еще умело применять метод "кнута и пряника". Со своей стороны, я бы не стала делать акцент на приоритетные качества. У каждого государственного служащего свои права и обязанности, которые регламентируются государством. Мы должны делать для граждан все, совершенствовать доступность госуслуг, сокращать время, затраченное гражданином на ее получение, используя современные информационные технологии.
Сергей Новоселов:
- Качества, которыми должен обладать чиновник - обязательно компетенциями в области права, юриспруденции, экономики.
- Как, по-вашему, управленец - это специальность или стиль жизни?
Юлия Фатхуллина:
- Безусловно, стиль жизни, причем самого чиновника и его семьи.
Дина Бикмухаметова:
- Стиль жизни. Я очень мечтала - приносить пользу людям.
Роза Любимова:
- Это сложный вопрос. Мне кажется, чиновником иногда рождаются, а чаще такие умения приобретаются.
Станислав Коклюгин:
- Должна быть специальность. Человек может проявлять себя как управленец, например, в семье. Но "в чине" он должен иметь отработанную методику реализации проектов и программ, которые ему доверили реализовывать, а также быть подготовлен технически и уже знать, что делать.
- Назовите деятеля прошлых лет, можно современного, который сейчас был бы необходим России.
Юлия Фатхуллина:
- Петр Аркадьевич Столыпин.
Дина Бикмухаметова:
- Иосиф Виссарионович Сталин. Это сильный политический лидер.
Роза Любимова:
- Тяжело выбрать кого-то. Но, знаете, вот взять, к примеру, многодетную маму, у которой нет регалий, орденов. Но она - тоже наше достояние, ведь она растит и занимается воспитанием детей, а это очень большая ответственность.
Станислав Коклюгин:
- Мне кажется, что Юрий Королев и Константин Циолковский. В их эпоху Россия была на более высоком технологическом уровне. А мы пока идем вслед за западными странами, к примеру, в сфере информационных технологий.
Сергей Новоселов:
- Я бы назвал Петра I и Петра Столыпина.
К нашему разговору подключились руководители программ ВШГМУ Вячеслав Васильевич Никифоров и Реваз Томавич Шулайя.
Вячеслав Никифоров:
- А я бы назвал главного героя замечательного произведения Иоганна Гете "Фауст", в котором он достиг премудрости: никогда не торгуй своей душой.
- Отто фон Бисмарк как-то сказал, что "С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы". Как бы вы прокомментировали данное высказывание?
Реваз Шулайя:
- Я не совсем согласен с цитатой. И да, и нет, по той просто причине, что плохих людей изначально не бывают, бывают люди, которые не знают, что они хорошие.
Вячеслав Никифоров:
- Считаю, что лучше всего, когда у нас хороший чиновник и хороший закон. И этого надо добиваться.
- Можно ли надеяться на введение в процесс обучения каких-то образовательных ноу-хау?
Реваз Шулайя:
- У нас ноу-хау есть практически во всех наших программах. В целом подход к обучению и отдельные элементы у нас именно ноу-хау.
Вячеслав Никифоров:
- Новые технологии - это не только установка Школы, это установка времени. К примеру, был у нас эксперт из Зеленодольска. Это просто абсолютно новый формат. Надо стремиться к гармонизации восприятия мира. У нас только одних отраслевых законов, регулирующих отрасль - 200, и бывает, что в них некоторые позиции противоречат друг другу. Поэтому мы стремимся развиваться и идти в ногу со временем.
- Как вы считаете, надо учить только заинтересованных в обучении или "дипломировать" всех государственных и муниципальных служащих?
Реваз Шулайя:
- Совсем индивидуального подхода в обучении мы не можем себе позволить в силу определенных обстоятельств и причин. Поэтому мы обучаем всех, кто хочет дальше идти вперед.
Вячеслав Никифоров:
- Вообще, учить надо каждого. Например, китайский чиновник проходит переподготовку каждый год, а у нас, согласно российскому законодательству, через три года. Если правильно будем учить, тогда будет меньше текучесть кадров, а значит, повысится и уровень качественной работы с гражданами на местах.
Общий вывод состоявшегося разговора заключался в том, что деятельность государственных и муниципальных служащих - это разнообразный, сложный процесс. Именно от их грамотных действий зависит уровень жизни, настроение современного человека.
А в условиях сокращения жизненного цикла знаний и профессиональных навыков особую важность приобретает регулярное повышение квалификации и переподготовка. Хочется верить, что полученные знания в Высшей школе государственного и муниципального управления будут способствовать результативной работе министерств и ведомств в городах и районах нашей республики.