06 февраля 2015
Из школьников - в студенты

Говорят, если очень захотеть,  можно в космос полететь!  Только к этому надо серьезно готовиться. Примерно так же, как к поступлению в КФУ. О том, какие возможности существуют в Казанском университете, чтобы шансы школьника стать студентом значительно возросли, рассказывает директор Центра довузовского образования Диляра Муравьева.

- Основные  направления работы ЦДО -  Малый университет, Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского, Межрегиональные предметные олимпиады, летняя профильная школа-лагерь ?Квант?, астрономический клуб ?Лира?, психологический центр. Главная же наша цель ? помогать одаренным детям определиться с выбором будущей профессии, способствовать их самореализации.

- Для многих школьников знакомство с КФУ начинается с Малого университета.  Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

- В Малом университете ребята могут получить дополнительные знания практически по всем предметам школьной программы, ведь здесь работают  шесть факультетов: физико-математический, химико-биологический, филологический, факультет общественных наук, Школа юного психолога, Языковая школа. Занятия проходят в вечернее время и проводят их университетские преподаватели, а также студенты и аспиранты.

- А школьники каких классов могут посещать Малый университет?

- В основном это ребята 9-11 классов, но, например, на физико-математическом факультете подготовка начинается с 8 класса. В целом ежегодно в Малом университете обучается более 400 школьников.

- Какие преимущества дает школьникам посещение Малого университета?

- В первую очередь, конечно, отличные знания. И дело не только в том, что со школьниками работают университетские преподаватели ? профессионалы своего дела:  у слушателей Малого университета есть возможность заниматься в читальных залах научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского, которая представляет собой настоящую кладезь знаний. Во-вторых, учеба здесь помогает адаптироваться к вузу, легче пережить ?переход? из школьников в студенты. И наконец, те, кто посещает Малый университет, более осмысленно выбирают профессию.

Вообще, учащиеся Малого университета добиваются высоких результатов на олимпиадах и конференциях различных уровней, а наши выпускники становятся профессионалами в своей области и достигают поистине больших высот в карьере.

- Понятно, что Малый университет доступен, в основном, казанским школьникам. А какая работа ведется с иногородними ребятами?

- Им следует обратить внимание на  Поволжскую научную конференцию учащихся имени Н.И.Лобачевского и Межрегиональные предметные олимпиады.

Конференция в этом году проводится  в 16 раз, и в ней ежегодно принимают участие школьники 8-11 классов и их педагоги. На суд экспертов, а ими являются ведущие ученые КФУ, ребята представляют свои исследования. Кроме того, на заочном этапе участники получают развернутые рецензии на свои работы, что помогает им лучше подготовиться к очному туру. Участвуют в конференции не только ребята из Поволжья, в прошлом году были школьники из Республики Саха, Омской, Оренбургской и Свердловской областей. Число присланных работ достигло 547. Над ними трудились 645 учащихся и 700 педагогов.

Что касается олимпиад, то в них свои силы по основным общеобразовательным предметам могут проверить учащиеся 9-11 классов. Проводятся эти  олимпиады ежегодно с 2004 года в два тура: Отборочный этап (Интернет-тур) проходит с октября по декабрь в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, а заключительный этап ? в очной форме в феврале-марте.

Важно,  что в 2015-2016 учебном году Приемной комиссией КФУ было принято решение о начислении победителям очного тура (заключительного этапа) Поволжской научной конференции учащихся имени Н.И.Лобачевского и Межрегиональных предметных олимпиад КФУ (10 и (или) 11 классов) 2 баллов к результатам ЕГЭ, призерам ? 1 балла.

- Одаренные ребята готовы учиться даже летом. А Вы им такую возможность предоставляете?

- Конечно, ведь у нас существует летняя профильная школа-лагерь ?Квант?. Ее бессменный руководитель на протяжении 44 лет - доцент Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского Валентина Алексеевна Сочнева. Среди выпускников ?Кванта? много успешных людей, например, народная артистка России, учредитель фонда ?Подари жизнь? Чулпан Хаматова.

-Кто учится и отдыхает в ?Кванте??

Старшеклассники - победители олимпиад и конференций, слушатели Малого университета КФУ, одаренные школьники из городов и районов РТ и РФ. В лагере, где преподают университетские преподаватели, аспиранты и студенты, работают учебные лаборатории по основным научным направлениям КФУ. Кроме учебных занятий (факультативов, кружков, психологических тренингов), здесь проходят развлекательные и спортивные мероприятия. В конце смены проводятся олимпиады по физике и математике, а по итогам олимпиад и всех занятий лучшие школьники наряду с грамотами и подарками получают приглашения в лагерь на следующий год.

 

Источник информации: Беседовала Анна Кирпичникова
Комментарии
Елена 10.02.15, 16:16
+4 
Для современного школьника очень важно самому принимать решения и нести за них ответственность, думаю, что именно такая жизненная позиция и делает школьника взрослым. Малый университет - это возможность углубленного изучения профильного предмета, который предстоит сдавать на ЕГЭ и тот инструмент, благодаря которому ученик выстраивает свой жизненный путь, а именно выбор Института КФУ. Для меня обучение на физико-математическом факультете Малого университета определило выбор будущей профессии.
Мария 10.02.15, 15:45
+4 
Хорошее дело - Малый университет. Для меня самым сложным был именно процесс адаптации от школы к университету. Экзамены давались с трудом из-за жуткого страха перед устным экзаменом. Не во всех школах учат работать самостоятельно, работать с учебниками, искать нужную информацию самому. Считаю, малый университет даёт возможность попробовать свои силы, побыть студентом задолго до поступления в ВУЗ, привыкнуть к форме проведения занятий и чувствовать себя уверенно на экзаменах в будущем.
Марина 10.02.15, 15:09
+6 
-1 
Позволю себе с Вами не согласиться. Профориентационная работа со школьниками всегда была приоритетной у ведущих вузов как России, так и мира: для школьников проводятся сезонные школы, олимпиады, лекции, конференции. В подготовку абитуриентов ведущие вузы вкладывают немалые деньги. И это не погоня за абитуриентами. Никакая сила бренда не поможет, если не давать возможность одаренным детям раскрывать свои возможности в стенах вуза перед профессорами, докторами наук. К сожалению, современная школа ориентирована на среднего ученика. А что делать одаренному ребенку? Стать серостью, которая потом придет к нам? Не лучше ли вкладывать в школьников сейчас, чем жаловаться на низкий уровень образования абитуриентов потом.
Торчвуд 06.02.15, 14:36
+1 
-7 
Пора уже понять две вещи: 1. Главное сила бренда университета 2. Надо нам помогать совершенствовать систему образования школьного. Университет не должен влезать в школьную систему образования. Иначе стираются границы, мы становимся дополнением школьной программы, лучшей ее частью. А нужно быть университетом. Ни один уважающий мировой университет не носится за абитуриентами. Только грамотное позиционирование привлечет к нам лучших ребят.