29 января 2015
Аналитик НИУ ВШЭ: "Нужно понять, что необходимо менять в образовательных программах"

В эти дни в Институте психологии и образования КФУ проходят курсы повышения квалификации «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия».

Среди тех, кто выступил перед участниками курсов, был Сергей Калашников, аналитик Института образования НИУ ВШЭ.

- Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, о направлениях вашей работы.

- У меня два основных направления работы. Во-первых, разработка и координация образовательных программ уровня магистратуры, то есть образовательных программ для управленцев в сфере образования. А во-вторых, консалтинг и экспертиза в области образовательных программ и организация учебного процесса в образовательном учреждении, иными словами, повышение квалификации работников образования.

- В рамках курсов повышения квалификации Вы провели два занятия «Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей» и «Практика как организационно-содержательная основа образовательной программы». Насколько актуальны затронутые Вами темы?

- Эта тематика актуальна, поскольку она напрямую связана с современными задачами реформирования педагогического образования. Эти задачи – разработка образовательных программ, образовательных модулей, которые будут способствовать пониманию точек роста, освоению новых методов работы преподавателей и студентов и т.д. Иными словами, на выходе необходимо получить некие модели подготовки будущих педагогов.

В новой конфигурации подготовки педагога будет несколько форматов и типов его подготовки, связанных с уровнем образования и тем, как на каждом уровне это образования устроено. Действительно, подготовка выпускника школы, который через определенное время станет начинающим специалистом и придет в школу уже в качестве учителя, и человека, имеющего опыт работы в другой сфере, но решившего поработать в школе, должна кардинально отличаться.

Пока речь идет не о подготовке образовательных программ бакалавриата или магистратуры, а о подготовке моделей, из которых эта программа складывается.

- А если говорить о каждом из занятий в отдельности?

- Первая тема «Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей» связана с тем, что прежде, чем разрабатывать образовательную программу, необходимо понять, кто приходит учиться, зачем и что выносит из данной образовательной программы. Соответственно формулируются образовательные результаты программы или модуля. Вообще, образовательные результаты, их понимание и формулировка являются основанием, инструментом для разработки образовательных программ.

На втором занятии я привел несколько примеров из нашей практики. Если говорить точнее, продемонстрировал, как модуль практика вписывается в магистерскую программу, которая реализуется в НИУ ВШЭ и которая предназначена для управленцев, работающих в школе, в сфере образования.

- Сейчас все, даже не работающие в школе или вузе, критикуют существующую систему образования. А как сделать лучше?

- Та тенденция, что образование не отвечает вызовам времени, актуальна не только для России, но и для Европы, Америки и т.д. В частности, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ А.М.Сидоркин, имеющий двадцатилетний опыт работы в США, отмечает, что подобная проблема существует и там.

Сейчас время движется так быстро, что временная динамика заставляет людей менять профессию через каждые 3-5 лет. Поэтому образовательные программы, которые раньше делались один раз и на всю жизнь, в наши дни не работают. В настоящее время базовый компонент программ – умение осваивать новое, умение делать выбор на протяжении всей жизни. Логика состоит в том, что человек должен быть способным заниматься самообразованием и после окончания вуза.

- Еще один упрек, которые звучит, сегодня – образовательные программы, как школьные, так и вузовские, не всегда учитывают специфику обучающихся. Вы с этим согласны?

- Да, конечно, согласен. И как я уже говорил, в первую очередь, нужно понимать, кто пришел учиться и зачем.

Вообще, цель курсов повышения квалификация, на которых мы преподаем, - понять, что необходимо менять в образовательных программах.

 

Источник информации: Беседовала Анна Кирпичникова, газета "Казанский университет"